Сейчас, после парижских терактов, многие аналитики, размышляя над всплеском исламского террора в последние десятилетия, объясняют его "молодостью" ислама: он на шесть столетий моложе христианства, значит, его возраст сейчас соответствует возрасту христианской религии в средневековье.
Об этом, например, пишет Борис Немцов: "Ислам – молодая религия. Возникла она в 7 веке, то есть ислам моложе христианства примерно на 600 лет. И если христиане живут в 21 веке, то мусульмане в 14-15". Подметили это и другие авторы, скоро это утверждение станет штампом.
Между тем, мысль эта не нова, впервые она была высказана почти десять лет назад, после Первого, "Датского" карикатурного скандала. Так, об этом в "Русской Германии" в №6 за 2006 год писал покойный ныне Тенгиз Гудава: "Ислам – самая молодая мировая религия. Ему сейчас столько, сколько было христианству времен инквизиции, сколько было иудаизму, когда Иисус Навин огнем и мечом покорял Ханаан. Пубертатный возраст, всем родителям знакомый".
Видимо, история и впрямь развивается по спирали. На новом витке мы вернулись в точку почти десятилетней давности. Наблюдения и размышления того времени снова актуальны. Но теперь об этом говорят все.
Прежде всего, я не вижу здесь повода для христиан сильно надуваться от гордости в связи с их более солидным возрастом. А где, позвольте, полюбопытствовать, случились две страшные мировые войны? И случились вроде бы не 600 лет назад.
Но хорошо, допустим, христианство во всех отношениях старше, умнее, просвещеннее. И что, позвольте, в таком случае цивилизованному человечеству делать? Прикажете смириться со "средневековьем" ислама и терпеливо ждать, когда у него начнется Возрождение? А затем Просвещение? Терпеть все мракобесные претензии к западному миру? А если им захочется организовать "крестовые походы" против неверных, учредить свою инквизицию, тоже скажем – ислам должен пройти тот путь, который прошло христианство? Да собственно, и "походы", и инквизиция уже существуют – под названием "террор". Мы наблюдали это сейчас в Париже.
Виктор Шендерович в 2006 году в интервью нашей газете, отвечая на вопрос, что же нам делать в связи с пубертатным возрастом ислама, сказал: "У человечества, боюсь, нет в запасе шести веков, чтобы дождаться аятоллу с лицом Иоанна Павла…"
Как известно, многие аналогии хромают. Вот и в этой – где-то здесь концы с концами не сходятся.
Действительно, исламу сейчас столько, сколько было христианству в эпоху средневековья. Но как раз средневековье было временем расцвета, золотым веком арабо-мусульманского мира. Именно тогда арабские страны блестяще развивались, оставив христианский мир с его крестовыми походами и кострами инквизиций далеко позади себя. Именно в арабском мире в то время делались открытия в математике, физике, астрономии, не отставала и культура – здесь стоит только вспомнить имена Омара Хайяма или правителя Самарканда Улугбека, ученого-астронома. Об этом точно сказал Владимир Гаков в статье с характерным названием "Первая война цивилизаций" ("Еврейская газета" (издавалась в Берлине), июль 2005 г.): "...арабский Восток, не в пример христианской Европе, в начале второго тысячелетия купался в роскоши, ... экономическая ситуация к началу XI в. напоминала нынешнюю с точностью до наоборот: роль „золотого миллиарда“, экспортировавшего товары, выполнял арабский Восток, а „третьего мира“, богатого лишь сырьевыми ресурсами (из коих в ту пору главным были рабы), – слаборазвитая Европа". Зависть к богатому Востоку, желание завладеть его богатствами, по мнению Владимира Гакова, и было одной из основных причин, вызвавших "Первую войну цивилизаций" – крестовые походы.
Возразят, продолжая развивать параллель о возрасте ислама и христианства, что у западной цивилизации тоже было хорошее начало – блестящая античность, Древние Греция и Рим, а с крушением Рима она и пришла в упадок. Но в том-то вся и штука – и здесь аналогия нарушается – что у мусульман никакого своего "крушения Рима" не было, он просто безнадежно отстал от вырвавшейся вперед западной цивилизации. Если, конечно, не считать их "крушением Рима" сам факт безнадежного отставания от христианской цивилизации, от Запада.
Почему именно сейчас, в конце 20 – начале 21 века, началась "Вторая война цивилизаций", понятно: мир стал глобальным, и мусульмане узнали, как живут на Западе, поняли, насколько они отстали. А вот почему это произошло, почему мусульманская цивилизация, так блестяще начинавшая, проиграла соревнование – вот тут широкое поле для исследований.
Тут наверняка целый комплекс причин. Выскажу одно предположение, крамольное, неполиткорректное.
Хотя европейские политики на каждом углу заклинают нас не смешивать плохих исламистов и хорошую исламскую религию, от которой те отступили (не напоминает ли вам это плохого Сталина, извратившего хорошее учение Ленина?), но может, что-то кроется и в самой религии, например, в образе жизни, который она предписывает?
Ислам, как известно, очень строго регламентирует жизнь правоверных, накладывает целый ряд ограничений, немыслимых для светского человека. Писательница Людмила Улицкая анализирует жизнь мужчин в Афганистане, "...в котором талибами был явлен предел мусульманской жизни" ("Еврейская газета", январь 2003 г.). Эти мужчины вырастают, не видя, кроме мам и бабушек, никаких женщин: "...они не проходили совместного обучения в школах, не танцевали на школьных вечеринках, не целовались, как наши мальчики и девочки целуются в сквериках ... Энергия мужчин, которые живут в абсолютно мужском коллективе и с очень строгими запретами, обращается в дикую силу ... Там атомная бомба в каждом мужике сидит – и как эту энергию растратить. Взять автомат и убивать".
Евгения Альбац в "Особом мнении" 13 января говорит о том, что Европа, прошедшая через эпоху Просвещения, отказалась от диктата и догм прошлого, а мусульманские фанатики, прибывшие "с Ближнего Востока или мусульманских стран Африки", где не было периода просвещения, "хотят, чтобы люди вокруг них жили буквально по тому, что сказано в текстах, Коран это седьмой век, в текстах, которые были написаны много сотен лет назад. Люди вообще-то кое-что узнали с того времени".
Это и так и не так. Я уже вспоминал две мировые войны. Холокост был задуман и осуществлен не в мусульманском, а в христианском мире, в одной из культурнейших и развитых стран Европы, прошедшей, казалось бы, все стадии совершенствования: Возрождение, Реформацию и Просвещение. С молчаливого попустительства, а то и прямого пособничества других европейских стран. Бациллой антисемитизма был тогда инфицирован весь христианский мир. И никакой Бен-Ладен и близко с Гитлером не сравнится.
Так что, по большому счету, совершенствоваться надо всему человечеству. Ну, может быть, Запад в последнее время вырвался в этом отношении вперед.
А можно здесь вспомнить и иудейскую религию, которая старше и ислама, и христианства. Если бы Израиль не был в основном светским государством и если бы все его жители жили по ортодоксальным установкам – думаю, никакого "израильского" чуда не случилось, и он бы тоже безнадежно отстал от развитых стран. Хотя вряд ли бы иудейская религия породила террористов.
Православная религия с ее общинной психологией тоже во многом способствовала отставанию православных стран, в т.ч. России, от стран Запада. Не зря после парижских терактов в России, единственной стране, причисляющей (причислявшей?) себя к цивилизованным, вместо выражения массовой солидарности с Францией, было вот это: "Убийство мы осуждаем, но журналисты сами виноваты, нечего было карикатуры на Пророка рисовать..." А некоторые первую часть, до союза "но", предпочитали опускать... Пикет "Божьей воли" Дмитрия Цоринова (Энтео) в осуждение французских журналистов полиция не тронула, а вот малочисленные акции солидарности с Францией – разогнала. Так кого поддерживают российские власти? Получается, международный терроризм.
Нынешнее противостояние западных стран с международным терроризмом называют войной цивилизаций. Название это в корне неверное. Никакая это не война цивилизаций. Это война цивилизации с варварством. И Россия, которую Запад то и дело пытается привлечь в союзники в борьбе с терроризмом, всеми своими действиями сегодня недвусмысленно демонстрирует, на чьей стороне в этой цивилизационной борьбе она находится.
Времени ждать появления аятоллы с человеческим лицом у мира практически не осталось. Но тяжелая ситуация, в которой оказался Запад (иудео-христианская цивилизация) в его противостоянии террору, облегчается тем, что против варварства единым фронтов выступают журналисты, общественность и власть.
Весь ужас путинской России в том, что люди, имеющие в головах фундаменталистские взгляды на то, как должно быть устроено современное общество, не являются маргиналами, как во Франции или любой другой стране Европы, а занимают властные кресла, сидят в Думе и, страшно сказать, в Кремле!
Да еще и с пальчиком на красной кнопке.