Российские наемники продолжают наращивать влияние в относительно "дружественных" России странах. Недавно скандал произошел в Сербии – одном из немногих государств, не присоединившихся к санкциям против Кремля. Президент этой страны Александр Вучич резко осудил ЧВК "Вагнера" за вербовку сербов на войну в Украине, напомнив, что это "против наших правил", информирует Center for European Policy Analysis.

Реакция Вучича была вызвана словами советника Госдепартамента Дерека Шолле, который ранее выразил обеспокоенность тем, что организация Пригожина пытается вербовать бойцов в Сербии и других странах мира. Шолле отметил, что это недопустимо, и что он лично озвучил эти опасения во время переговоров в Белграде с президентом Сербии.

При этом ряд сербских проукраинских активистов, включая многих представителей новой антивоенной волны эмиграции из России, полагают, что, несмотря на публичную критику президента Вучича, некоторые сербские чиновники сознательно позволяют ЧВК "Вагнера" действовать в Сербии и прямо приказывают не препятствовать такой деятельности. По их мнению, этим занимается руководитель сербского Государственного агентства по вопросам безопасности и информации Александр Вулин. В итоге 19 января группа активистов во главе с сербским адвокатом Чедомиром Стойковичем подала иск против Вулина, а также посла России в Сербии Александра Боцан-Харченко и ЧВК "Вагнера". По мнению заявителей, все указанные лица и организации способствуют вербовке сербов на войну.

Опасения Вучича и Стойковича вполне обоснованы, учитывая, что с 2014 года известны множество случаев активного вовлечения сербов в российскую агрессию в Украине. Еще летом 2015 года жители оккупированной пророссийскими боевиками Горловки на Донбассе рассказывали, что оккупационные власти привлекали сербов для расправы над несогласными. По их словам, "большинство сербов даже не говорили по-русски, поэтому занимались в основном арестами подозреваемых, их доставкой, а также пытками и расстрелами".

В 2016 году сербский активист Венцислав Буйич, ранее тесно сотрудничавший с сербскими радикалами и их московскими друзьями, рассказал прессе, как представители прокремлевской организации "Русь Молодая" делились с ним своими планами по дестабилизации Сербии в случае, если страна начнет придерживаться прозападного курса. По словам Буйича, функционеры организации планировали подготовить своего рода "спящих агентов" по всей Сербии, которые затем, при наступлении "часа Х", смогут поднять антизападное восстание в своих городах.

Тогда же бывший пророссийский активист предоставил видео, на котором руководитель радикальной организации "Сербские волки" Александр Синджелич признается в своих тесных связях с Минобороны России. В частности, Синджелич рассказывает, что именно он помогал российским военным отбирать сербских "четников" для участия в оккупации Крыма. Вскоре после этого была обнародована информация об участии пророссийских сербских радикалов в планируемой Москвой попытке государственного переворота в Черногории и доказательства их связей с российскими дипломатами.

Ответом сербских властей на такую активную вербовку своих граждан стало принятие закона, согласно которому участие в вооруженных конфликтах на иностранной территории карается семилетним тюремным сроком. Однако похоже, что страх тюрьмы не останавливает сербских радикалов. В частности, так называемый Русско-сербский центр дружбы и сотрудничества "Орлы" (по-сербски – "Орлови") и сегодня открыто публикует в своих соцсетях видеоинтервью с "сербскими добровольцами, воюющими за Россию" в Украине.

В конце прошлого года стало известно, что сербский ультранационалист Демьян Кнежевич и один из организаторов "сербского сопротивления" в Косово Зоран Лекич побывали с экскурсией в новом построенном в Санкт-Петербурге центре ЧВК "Вагнера". По информации СМИ, экскурсию в центр им организовал руководитель уже упомянутой организации "Орлы" Александр Лысов. После посещения Вагнер-центра Кнежевич заявил, что видит необходимость в обеспечении "как можно более тесного сотрудничества и помощи со стороны России и российской армии в случае конфликта в Косово".

Интересно, что прокремлевские СМИ не отрицают факта визита сербских гостей в петербургский центр "Вагнера", однако пытаются доказать, что пригожинская структура не занималась вербовкой сербов, поскольку "обострение в Косово автоматически оттягивает на себя тот человеческий ресурс, который… мог бы поехать на Донбасс". Сам Евгений Пригожин, комментируя обвинения Дерека Шолле, в свойственной ему манере заявил, что ЧВК "Вагнера" не имела никаких контактов с Сербией, но зато "поучаствовала бы в межнациональном конфликте на территории США". Однако уже упомянутые видео с сербскими наемниками прямо свидетельствуют об обратном.

К слову, с организацией "Орлы" в Сербии связаны и другие скандалы. Помимо связей с сербскими радикалами и активной пропаганды войны, Александр Лысов провозгласил своей целью "противодействие либералам из России", приехавшим в Сербию после начала вторжения в Украину.

В своем Телеграм-канале "Zлые ОрлоVи" пропагандисты регулярно занимаются травлей и оскорблениями российских диссидентов, которые особенно усилились после того, как эмигранты основали в Сербии "Российское демократическое общество". В связи с этим летом прошлого года сербская прокуратура даже вынуждена была возбудить уголовное дело по факту угроз расправой в отношении антивоенных активистов Петра Никитина и Станислава Суслова.

Тем не менее, политологи отмечают: поддержка России среди сербского населения действительно высока. По словам черногорского политического аналитика Любомира Филиповича, российское влияние очень сильно в Сербии, и оно сохранится даже в случае, если страна полностью интегрируется в ЕС. Как отмечает эксперт, ситуацию осложняет то, что все последние 8 лет близкие к государству сербские СМИ распространяли кремлевские пропагандистские нарративы, в том числе в части конфликта с Украиной. Похоже, сейчас сербские власти начинают понимать, что подобная информационная политика оборачивается против их страны. Однако изменить ее последствия в ближайшее время будет непросто.

Ксения Кириллова

ru.krymr.com

! Орфография и стилистика автора сохранены