Каспаров.Ru выяснял у экспертов, какие экономические и политические последствия принесет кризис на российском фондовом рынке. Эксперт фонда "Открытая экономика" Леонид Пайдиев:
В мире давно предупреждали об этой жуткой ситуации, когда мощные финансовые агенты, чтобы самим мягко провести реформы, сбрасывают всю тяжесть убытков на наиболее слабых агентов. У нас довольно тяжелая ситуация: упали все голубые фишки. Это огорчительно. Наше правительство принимает меры: скупает золото, валюту. Очень важным я считаю укрепление рубля. Доллар должен стоить не больше 25 рублей. В противном случае инвесторы начнут паниковать. Наша страна была ограблена в результате серьезных ошибок, допущенных властью. Крупные олигархические структуры для покрытия своих финансовых убытков использовали внешние заимствования. Я подробно пишу о том, что надо делать, чтобы впредь не попадать в такую ситуацию. Необходимо укреплять мощь собственной финансовой системы через механизм неинфляционной эмиссии. Реализация этих идей требует демократизации общества. Пойдет ли на нее власть — не знаю, потому что эти меры подрывают саму систему власти олигархических структур. Опыт других стран показывает, что, кроме демократизации, иного пути не существует. Если власти не хватит благоразумия, то возникнет новый мощный экономический кризис.
Независимый политик Борис Немцов:
Сейчас для самых твердолобых стала очевидной бездарность наших правителей. Россия — рекордсмен по обвалу цен, стоимость акций упала в два раза. Россия страдает больше всех. Полмиллиона граждан, которые повелись на народные IPO, потеряли 70-80 процентов своих сбережений. Они поверили обещаниям Путина, что это хорошие инвестиции. Их опять обманули. Финансовый кризис в США — это только одна из причин обвала российского фондового рынка. Другая — это отвратительный инвестиционный климат в России. За это Путин лично несет ответственность: наезд на "Мечел", бизнес Гуцериева, передача проекта "Сахалин" "Газпрому", произвол в судах — хуже не придумаешь. Третья причина — это финансовая изоляция России после грузино-южноосетинской войны. Наш политический режим инвесторы считают непредсказуемым и агрессивным.
Чем все-таки этот экономический кризис обернется для большинства граждан? Предполагаю, что будет дикий рост цен на продукты питания, а также на другие товары повседневного спроса и коммунальные услуги. В целом инфляция превысит 15 процентов, а инфляция на общественно-значимые товары и услуги составит 25-30 процентов. Произойдет банковский кризис, при этом пострадают не крупные банки, а средние банки, что будет иметь печальные последствия для вкладчиков. Возможно банкротство чекистско-государственных корпораций имени Чемезова и Путина. В нашем последнем докладе говорится, что их совокупный долг составляет 61,6 миллиарда долларов. Это краткосрочные долги, поэтому компаниям трудно будет перефинансироваться. Им никто не даст.
Есть и хорошая новость: возможно, упадут цены на жилье. Правда, взять кредит будет очень трудно. Ипотечные кредиты подорожают. Если ситуация на фондовом рынке будет усугубляться, а цена на нефть падать, очевидно, что произойдет замедление темпов роста экономики и промышленности. В девяностые годы, когда я был вице-премьером, мы выживали, когда цена на нефть составляла 10 долларов, а для нынешней власти Рубикон — 70 долларов. Если будет ниже, то может начаться задержка выплат пенсий и зарплат. То есть у системы нет никакого запаса прочности. Это все следствия алчности власти и ее привычки к халяве. Кризис будет разрастаться, потому что "король-то голый", который принимает некомпетентные решения. Власть, чтобы сохранить свои богатства и влияние, готова будет развязать еще одну войну. В этой ситуации очень важно, чтобы демократическая оппозиция быть сплоченной и не дала стране погрузиться в хаос.
Депутат Национальной ассамблеи Алексей Пригарин:
Я, пожалуй, один из немногих экономистов не верил и не верит в глобальный экономический кризис типа великой депрессии 30-х годов прошлого века. Я не верю в эсхатологические прогнозы, мне кажется, что их авторы на уровне подсознания считают, что мировая экономика все еще функционирует по законам свободного рынка. Они не учитывают сегодняшние возможности вмешательства государства в реальный экономический процесс. Финансовый кризис, вспыхнувший в США и волной распространившийся на Европу и опосредовано на нас, не прямо влияет на сферу экономики. Он, безусловно, снижает реальные темпы ее роста, но я убежден, — не приведет к катастрофической рецессии. И то, что лопаются финансовые пузыри, в конечном счете способствует оздоровлению экономики. Полагаю также, что определенное обострение отношений между Россией и западными странами не окажет существенного влияния ни на американскую, ни на нашу экономику.
Доктор экономических наук Никита Кричевский:
На экономическую ситуацию в стране обвал фондового рынка не повлияет. Возникнут проблемы у отдельных предприятий, которые брали кредиты под залог своих акций. Вся эта ситуация была инициирована Кремлем, который санкционировал вложение денег в эти финансовые пирамиды. Час икс наступил 8 августа. Число пострадавших игроков — 800 тысяч. Ушли вложенные по политическим мотивам деньги людей, которые были приближены к власти. Кремль же предпринимает сейчас попытки спасти рынок, для того чтобы люди, перед которым он имел обязательства, смогли вывести свои деньги. При этом используются деньги налогоплательщиков. Примат бизнеса всегда стоял над приматом законов. Надеюсь, что эти потрясения откроют перспективы очищения фондового рынка, он станет таким, каким он должен быть, а то сейчас 99 процентов рынка составляют 30 эмитентов, из них больше половины являются топливными компаниями.
Издатель и главный редактор журнала "Свободная мысль" Владислав Иноземцев:
Я думаю, что ничего экстраординарного не случилось. Рынок был перегрет. Финансовый пузырь надувался группой олигархов. Власть участвовала в этом, приукрашивая новостями улучшение инвестиционного климата. Учитывая снижения цен на нефть, эта паника естественна. Можно создать более или менее приемлемый коридор с индексом РТС на уровне 1000 пунктов. Инвесторы бы привыкли к новой реальности. Перспективы будут зависеть от того, кто насколько был вовлечен в основной финансовый сектор. Реально только четверть акций эмитировалась на бирже, четверть вложений делалась иностранными инвесторами. Потери в 40 миллиардов долларов — это не катастрофично. Свободные резервы на своих счетах имеют многие фирмы и корпораций. И вливаний, предусмотренных правительством, в размере 2 триллиона рублей для этого хватит.
Есть другой негативный аспект. Так, инвестиционный банк "КИТ Финанс" не расплатился по своим долгам на сумму 6 миллиардов рублей. Это осложнит ситуацию в банках. Панику можно подавить в течение полугода, если наши компании смогут получать финансовую подпитку от Запада — это главная статья их финансирования. Если ставки будут продолжать расти, это действительно станет серьезной угрозой. Поступают противоположные сигналы. Ближе к концу года будет понятно, идет ситуация к выправлению или ухудшению. Пока определенности мало. В целом надо исходить из общей конъюнктуры, что США потребуется один или два года, чтобы оздоровить финансовый сектор, а значит нельзя сильно рассчитывать на рост цен на нефть.
Лидер московского отделения партии "Великая Россия" Александр Краснов:
Я думаю, что в обозримом будущем ухудшения экономической ситуации не предвидится. Обвал финансового рынка ничтожен по своим размерам, ничтожно и его влияние на реальный сектор экономики. Акциями, которые сейчас теряют в цене, владеет небольшое количество людей. И эти люди не пострадают. Они, как правило, занимают посты и имеют помимо акций какие-то доходы. Деньги пенсионных фондов не вкладываются в ценные бумаги российских компаний, это запрещено законом. Более того, это не допускается как для государственных, так и негосударственных пенсионных фондов. Мне кажется, Владимир Милов погорячился. Надувание фондового рынка происходило, потому что росла цена на нефть, все играли на этом. Сейчас наступила расплата. Снижение цен на нефть — это уже реальные потери. Экономические потрясения ждут госкорпорации, в том числе "Ростехнологии". Изначально они подмяли под себя ряд частных кампаний. Набрали кучу долгов, а так как их управление неэффективно, то отдать их не смогут. Безусловно, революционная ситуация назревает. Притом, как сказал Джон Кеннеди, те, кто делает мирную революцию невозможной, делают насильственную революцию неизбежной. Бесспорно, грядет смута.
Вы можете оставить свои комментарии здесь