В период трансформации законодательства, а тем более, Основного закона, принципиальная позиция высших судебных инстанций приобретает особое значение, поскольку она создает гарантии защиты конституционных прав и свобод при таких трансформациях, подчеркивают авторы сообщения.
Они высказали мнение, что Валерий Зорькин, в связи с неоднократными и грубыми нарушениями им федерального конституционного законодательства, должен не только покинуть должность председателя высшего судебного органа страны, но и расстаться с местом судьи Конституционного Суда.
Напомним, 13 ноября председатель КС заявил , что предлагаемое увеличение сроков полномочий президента России и депутатов Госдумы не меняет основных положений Конституции.
Дословно он сказал: "Ведь здесь речь идет о том, что меняется облик, а не основа. Это как в доме: вы можете поставить камин, и это одно дело, а можете убрать крышу и разобрать фундамент… если политики считают, что без этих изменений обойтись нельзя, то они могут быть приняты, но вся ответственность и все издержки в будущем будут лежать на них… Главное, чтобы все делалось в рамках Конституции. А я вижу, что это так и делается… Можно внести точечные изменения, потому что не затрагивается конструкция и архитектура Конституции".
В этот же день Зорькин поддержал действия России в грузино-югоосетинском конфликте, когда вооруженные силы России были направлены для военных действий за рубежом без санкции Совета Федерации (как этого требует пункт "г" статьи 102 Конституции России), и продолжают там оставаться по сей день, отмечается в сообщении.
Этим он повторил свою позицию по вопросу права использовать Вооруженные Силы РФ на территории Грузии без обсуждения в верхней палате Федерального собрания, изложенную им 13 августа 2008 г. в "Российской газете" в статье "Пройти по лезвию бритвы" и в более поздних публикациях.
Вместе с тем, подчеркивают оппозиционеры, федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде России" категорически запрещает судьям публично комментировать сюжеты, связанные с предметами возможного оспаривания в этом суде.
Дословно закон гласит: "Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу" (Статья 11: "Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации").
Оппозиционеры констатируют, что на момент приведенных выше высказываний Зорькина уже были публично выражены сомнения в соответствии Конституции России тех действий, о которых шла речь. Следовательно, не могло исключаться их оспаривание в судебном порядке.