Не прошло и трех лет после того, как Алексей Навальный подвергал уничижительной критике инициаторов кампании "Нах-нах" (бойкот "обманных" выборов в Госдуму), как он (точнее, его лирический герой) повторил ее тезисы в пламенном призыве бойкотировать единый день голосования.
Позиция "нах-наховцев" для меня была и остается морально безукоризненная в условиях полицейской деспотии - участие в подставных выборах, где только власти определяют каким партиям и с какими кандидатами можно в них участвовать (но зато разрешенную оппозицию включают в монопольно правящую номенклатуру) — это соучастие в тяжком уголовном преступлении, называемом узурпация власти. При этом все видят, как нужный "предвыборный пейзаж" власть искуссно организует, одни партии незаконно снимая с регистрации, другие - незаконно не регистрируя, в третьих - организуя перевороты (так сперва Прохорову дорогу расчищали, а затем - его же свергали).
Вместо этого осенью 2011 Навальный бросил свой авторитет — против авторитета Бориса Немцова и Виктора Шендеровича, чтобы в итоге лишь повысить капитализацию политических сил, в итоге оказавшихся лишь подручными партии власти в их наступлении на остатки свобод. Это чтобы не сказать — ее грязными наймитами.
Борьба со стратегией "нах-наховцев" обернулось и еще одним обманом людей. Десяткам и сотням тысяч неравнодушных граждан внушили ложную идею, что самый важный вид активизма — это не создание массовых политических структур (что отлично понимали отечественные демократы четверть века назад), но лишь отстраненный контроль за предвыборной борьбой между заранее разрешенными и тщательно отобранными деятелями.
В прошлом июне Сергей Удальцов и его сторонники справедливо говорил, что его уголовное преследование — это расчистка плацдарма для Навального. "Сильный руководитель" Собянин должен был красиво прихлопнуть главоппозиционера. Это символизировало бы всю ничтожность и исчерпанность "белоленточного" протеста.
И в 2013 Навальный согласился с ролью "мальчика для битья", принял подаренные "едросовские" подписи, тем самым позволив Кремлю назначить себя Главным оппонентом власти. А за два года до этого Михаил Прохоров столь же хитроумно позволил Администрации превратить себя в Главлиберала - "извинительной" ценой отстранения от выборов Партии народной свободы (Касьянова, Немцова и Рыжкова).
Теперь Навальный справедливо говорит об аморальности участия в выборах кандидатов, которые знают - их товарищей (и конкурентов) убрали путем фальсификации уголовных дел. Чем прошлогодний домашний арест Удальцова отличается от нынешнего домашнего ареста Навального. Тогда сторонники Навального в КС оппозиции сделали все для срыва поддержки Удальцова.
Я не хочу злорадствовать. Но я убежден, что политик не может выступать с нравственных и гражданских позиций, если честно не признает аморализм своих предыдущих действий.
Но я убежден, что загнанным в маргинальность оппозиционерам остается только их безукоризненная гражданская и моральная позиция. Вот это — действительно реальный политический плацдарм, а не хитроумное маневрирование в попытках "обыграть дьявола в кости".
И я очень хочу покаяния от либерально-оппозиционной публики. Той самой, что три года назад легко допустила лишение политического права (не прав "выбирать и быть выбранным", но самого права быть субъектом политической жизни) парнасовцев. Дескать, зачем они - ведь у нас есть сам Прохоров! Той самой, что год назад разрушила союз правых и левых оппозиционеров, не дрогнув "списать в убыток" Удальцова. Боливар ведь не выносил двоих кандидатов в мэры!
Урок поражений 2011-2013 должен быть усвоен. Правильность отказа от соучаствия в мелком политическом маклерстве должна быть затвержена.
! Орфография и стилистика автора сохранены