"Подробности, как и обещал.
Школу расследований для журналистов и блоггеров в Барнауле проводит чешская организация Содружество журналистов-расследователей — Фонд 19/29. Я являюсь директором этой организации. О том, что она есть и что она проводит в РФ семинары и школы, даже министерство юстиции РФ знает: у них это отражено в акте проверки российского Фонда 19/29, который был ликвидирован решением Пресненского райсуда Москвы 17 августа с.г.
Школы мы проводим в партнерстве с нашими коллегами в регионах. Как правило, это региональные союзы журналистов или кафедры журналистики местных университетов. С недавних пор некоторые из числа тех и других стали откровенно… Как бы это цензурно выразиться… Трусить, одним словом.
Но есть и смелые. В Барнауле нашим партнером стал "Алтапресс". Причем о возможных провокациях я поставил в известность и коллег, и лично Юрия Петровича Пургина.
Я прилетел в Барнаул рано утром 26-го сентября. Часов с десяти заметил в холле отеля незнакомца, который уж очень пристально приглядывался ко мне. Я спросил у сотрудников отеля, известна ли им эта персона. Сказали, что нет. Для особо любознательных скажу: манией преследования не страдаю.
Вечером 26-го был первый день лекций с местными журналистами. И новость — пришли полицейские и всех переписали, требуя паспорта или другие документы. Не представились, сообщили лишь, что проверяют, не мигранты ли. Мигрантов среди журналистов, блоггеров и студентов не оказалось. Меня не проверяли.
Такой проверки раньше не было ни разу за всю историю наших школ, начиная с 2009 года.
Уже после лекции, поздно вечером, коллеги прислали мне ссылку на опус какого-то Маевича.
http://barnaul.monavista.ru/news/2088756/
Наверное, надо быть откровенно тупым, чтобы не заметить здесь угрозы в мой адрес. Ошибка моя в том, что я, на ночь глядя, не поставил в известность полицию об этой статье и о готовящейся провокации, которая явно прослеживалась между строк.
После угроз в статье последовали реальные действия.
27-го сентября я возвращался в отель (ходил по замечательному городу, в музей…) В скверике, на пересечении Короленко и Ленина, ПЕРЕД ЗДАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА, со мной поравнялись двое — здоровые, крепкие, оба в темных очках, спортивно одетые (куртка-джинсы). Не молодняк — лет по 35-40.
Бугай повыше, в светлой коричневой куртке, внезапно сильно ударил меня в висок. Настолько сильно, что я упал. Правда, быстро встал и даже начал нападать в ответ на бугая. Он закричал второму: "Что стоишь? Бей его!"
Второй подумал, развернулся и ушел в сторону проспекта Ленина. Первый кричал мне "Уезжай из нашего города! Мы тебя еще достанем!"
Деталь: когда они быстро дошли до проспекта, они кого-то увидели и побежали. Думаю, там их ждала машина.
Еще деталь: у всего этого действа были свидетели. Ни нападавшие, ни я их не видели, потому что это были рабочие, которые рыли канаву у здания администрации города.
Я зашел в отель, вызвал такси и поехал в РОВД №5 Центрального района Барнаула. Написал заявление, дознаватели (их было двое, одну зовут Наталья Шпилева) запротоколировали мои объяснения. Затем меня отправили в суд-медбюро на экспертизу. Там врач осмотрела и сказала, чтобы я пошел на прием к "своему участковому врачу".
После эксперта (к врачу не ездил) я вернулся в отель и обнаружил нового типа — на том же месте, где сидел до него предыдущий "смотрящий". Управляющей отелем я рассказал всю историю, отметил, что бандюки обещали вернуться и посоветовал ей проверить всех подозрительных личностей во избежание новых инцидентов.
Выводы — мои, разумеется, субъективные:
- нападение было спланировано давно, еще до моего приезда в Барнаул;
- нападение спровоцировано теми, кто с маниакальной настойчивостью преследует нас не первый год в разных городах России (Томск, Нижневартовск, Пермь, Петрозаводск, Подмосковье, Москва…). Были и статьи, обвинявшие меня и моих коллег в том, что мы "враги народа", "пятая колонна", "госдеповские прихвостни" и проч. Мы сообщали об этих фактах всем, в том числе и в Союз журналистов России. Скажу честно, в ФСБ мы не жаловались.
- думаю, что цель поставлена не просто задавить образовательную деятельность в сфере расследовательской журналистики (и не только образовательную, но и коммуникативную), но и выдавить из страны некоторых журналистов. В том числе и меня;
- еще цель — запугать всех журналистов. Дескать, знайте свое место и не высовывайтесь. В противном случае пополните список убитых и избитых.
…Занятия продолжаются. Слушателей не поубавилось.
Пока все".
"С утра позвали в отдел полиции.
Долго искали того, кто поедет со мной на "осмотр места происшествия".