Завершается очередной год великодержавной внешней и внутренней политики РФ. В последние недели и дни обнаружились его основные итоги.

Евросоюз продлил антироссийские санкции, а США их еще и расширили, добавив к ним и высылку российских дипломатов.

Российские самолеты и бомбы помогли армии Асада взять Алеппо, но ценой огромных репутационных потерь для Москвы.

Вывод части российских войск из Сирии может свидетельствовать о боязни в ближневосточном конфликте увязнуть при неуверенности в окончательной победе.

Скандальные информационные вбросы о возможности и желательности решить украинский вопрос методами, использовавшимися в Алеппо, сигналят о том, что переиграть Киев посредством продавливания своей интерпретации "Минска-2" у Москвы не получилось.

Чем может помочь и захочет ли помогать России Трамп, победу которого на выборах она приветствовала, никто, включая самого Трампа, пока не знает.

Внутри страны великодержавная политика позволяла сохранять политическую тишину, удерживать население от проявления недовольства падением уровня жизни, но на днях прозвучал звонок в Татарстане: его президент публично выразил неприятие политики центра, увеличивающего финансовое давление на немногочисленные регионы-доноры ради поддержания на плаву беднеющих и обремененных долгами регионов-реципиентов. Центр в лице премьера Медведева ответил жестко и тоже публично, что впервые перевело конфликт интересов центра и бюджетообразующих регионов в политическую плоскость.

Не думаю, что в обозримом будущем кто-то из губернаторов решится испытывать судьбу такими протестами; скорее всего, выступившую на государственном фасаде трещину удастся замазать. Но острота конфликта на финише 2016-го дала о себе знать, равно как дало знать о себе и отсутствие механизмов его сглаживания кроме административно-приказного.

А пока всех, кто заходит на мою страницу, с наступающим 2017-м.

Игорь Клямкин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены