Мы просто не понимаем, насколько наше время отличается от прошлого.
Многим чем отличается, но одним — совершенно кардинально: скоростью перемещений и скоростью передачи информации.
С последней всё изменилось уже прямо на наших глазах: очень многое мы стали узнавать фактически on line. Но и с перемещениями (до телепортации пока дело все же не дошло) ситуация изменилась до неузнаваемости.
Занимаясь историей Средних веков, я постоянно ловлю себя (и своих коллег-предшественников) на том, что для нас расстояния совсем не таковы, какими они были для наших героев. Принципиально не таковы! И что множество наших представлений и выводов ложны – в них не учтены расстояния и сроки.
Вот, из крепости на полном скаку вылетает гонец… Самый срочный гонец с самым горящим известием. Сколько он покроет за день? Я сделал достаточно полную выборку сравнительно небогатых данных и возьмусь утверждать, что не больше 75-80 км. За день! То есть меньше, чем мы сегодня проезжаем за час на автомашине. И никакие новости быстрее не придут. Потому что дымами и тому подобными "индейскими хитростями" можно передать сигнал, а сколько-либо подробную информацию — нельзя.
А просто спешащая по делам группа всадников? Спешащая! По самым неотложным делам! Еще меньше — километров 40-45 за день.
А войско? А вот войско, как показывают источники, дай Бог, если 20 км за день проходило! И не нужно мне рассказывать, что опытные туристы в день проходят поболе: войско — не туристы. Да и те, кто реально ходит, знают, что пройти 50-60 км в день, конечно, можно, но налегке и один раз — на следующий день ноги уже свинцовые. И это ,повторю, не войско. Даже тогдашнее, средневековое - то есть небольшое. Так, человек под тысячу-другую. В распутицу. По дороге не то, что без асфальта, но вообще без покрытия. То есть по непролазной грязи уже после первых же рядов…. А сколько в ряд? - А нисколько! Ширина дорог — самых-пре-самых главных! - была порядка 3 м. И стоило одной подводе застрять в колее — и все войско останавливалось. Да и в ряд-то в колонну по-три и то не всегда пройти можно, коли в полном вооружении.
И когда это начинаешь понимать (а главное — рассчитывать), то выясняется, что тогдашние князья со своими дворами жили какой-то полукочевой жизнью: только вернулись из похода — и снова в путь, опять ночевки у костра в лесу или в чистом поле — а где еще, когда от деревни до деревни семь верст киселя хлебать, да и деревни в два двора — войско все одно не вместят? И так по несколько лет подряд, пока усобица не выдохнется.
А все тогдашние войны выглядели примерно так: месяц войско идет походом — несколько часов схватки — месяц на обратный путь со щитом или на щите; неделя-другая передышки — и всё с самого начала: месяц похода…. А попутно между союзными дворами летают гонцы (ну, помните: по 80 верст в день самое большее), и казалось бы уже выступившее воинство останавливается где-то на пол-дороги на неделю, другую, третью, поджидая срочные и такие важные вести.
Например, вести о том, куда же все-таки подевался противник?
А разъезд противника – человек двадцать всего-то! - в этот самый момент захватывает вашу столицу, из которой войско (всё, всё, что у вас есть) ушло против него в поход. А посланный из гибнущей столицы за вами гонец, чтобы вызвать подмогу ... ну да, летит к вам как может - по 80 верст в день... И даже если долетит, вам назад все равно не поспеть.
Дороги, пути, сроки.
Дай нам Бог, чтобы наши гонцы успевали вовремя. И чтобы с дорогами свезло.
! Орфография и стилистика автора сохранены