Интервью политзека Леонида Развозжаева на BBC. Человек только что освободился и выдает 2 тезиса: 1) Крым наш, 2) в российских колониях царят ужас и беззаконие.А ведь эти тезисы - взаимоисключающие.

Признание Крыма российским означает, что политическая целесообразность, справедливость, право силы ставятся выше закона как формализованной процедуры. Действительность исключается из юридических координат и включается в систему неформальных и довольно архаичных личных представлений. Короче, рулят понятия вместо закона.

Ок, но тогда почему та же самая система вызывает у Леонида недовольство, когда он говорит о колонии? Ведь там все происходит абсолютно по такому же принципу: личные представления и неформальный способ отношений вместо юридической процедуры. Беззаконие в колонии его возмущает, а такое же беззаконие в Крыму - нет. И это как -то уживается в голове одного человека.

Ситуация с Развозжаевым очень точно отражает психологическую ловушку, в которую попала Россия. Желая стране лучшего, каждый образованный гражданин должен говорить о приоритете права. Эта идея априори ясна, ведь именно приоритет права отражает прогресс любой страны. Но тут гражданин наталкивается на проблему Крыма и пытается обойти этот когнитивный диссонанс. В итоге получается забавное и противоречивое нечто: "законы должны соблюдаться, но в случае с Крымом это не обязательно".

Проблема в том, что рано или поздно из этого психологического тупика придется найти выход. Тезисы о пытках и о Крыме несовместимы, они создают напряжение. Придется двинуться по пути законности и тогда признать нарушения с Крымом, или же признать приоритет неформальных понятий, но тогда уже и не жаловаться на то, что в колонии пытают. Потому и пытают, Леонид, что Крым ваш. Как говорится, вы или крестик снимите, или трусы наденьте.

Евгений Титов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены