Для того, чтобы понять, что такое российское телевидение, надо смотреть телевизор. Чтобы понять, что о себе думают телевизионщики, какими они хотят себя видеть, надо смотреть, кто стал лауреатом премии "Тэфи".
"Тэфи" нельзя в полной мере назвать зеркалом российского телевидения. Если "Тэфи" и зеркало, то очень кривое. Причем, в разные периоды искажение происходит в противоположные стороны. С 1994, когда "Тэфи" родилась, по 2000 телевизионщики старались награждать лучших и довольно часто у них это получалось. Лучшей телекомпанией тогда была НТВ и много бронзовых статуэток с изображением Орфея, разрывающего себе грудь, чтобы играть на струнах души, вручалось представителям этого канала. Премию получали те, кто тогда были лучшими: Светлана Сорокина в номинации "интервьюер" в программе "Герой дня", программа "Глас народа", "Итоги с Евгением Киселевым", "Куклы" и другие.
Путинизм с порога заявил о своей несовместимости с журналистикой и первое действие, которое предпринял Путин, став президентом, это уничтожение НТВ. Дальнейшее убийство журналистики растянулось на 13 лет. Телевизионное сообщество, умирая, пыталось не то чтобы сопротивляться – ни о каком сопротивлении речи не было – но время от времени выпрямляло спинку и демонстративно вручало бронзового Орфея тому, в чьих руках это творение Эрнста Неизвестного не выглядит насмешкой. В этот период Академия российского телевидения вручила "Тэфи" Александру Сокурову (2007 год), прекрасной Юлии Мучник из томского ТВ2 (2003, 2008 и 2010 годы), документальному фильму "Анна Политковская. Последнее интервью" (2007 год), создательнице регионального российского ТВ Манане Асламазян (2010 год), а также программам на РЕН ТВ: "24" с Ольгой Романовой (2004 год) и "Неделе" с Марианной Максимовской (2008, 2009, 2010 и 2011 годы).
Рубежом стал 2014 год. Аннексия Крыма и агрессивная война против Украины потребовали не просто другого телевидения. После Крыма нужно было искоренить в публичном пространстве всякую демонстрацию истинных ценностей профессии. До Крыма можно было заполнять эфир ложью, и одновременно награждать высшей телевизионной наградой Сокурова и Мучник, Романову и Максимовскую, Манану Асламазян и фильм о Политковской. После Крыма премия "Тэфи" стала наградой только за ложь и измену профессии.
Для того, чтобы эта принципиально новая система ценностей стала последовательной политикой главной телевизионной премии, "Тэфи" отобрали у ее создателя, Академии российского телевидения, и передали специально для этой цели созданному Комитету индустриальных телевизионных премий. С 2014 года "Тэфи" не является премией телевизионного сообщества, в котором, несмотря на все деформации и конформизм, тем не менее, мелькали проблески представлений о том, какой должна быть профессия.
"Тэфи" - 2017 – это воплощение и публичная демонстрация тех принципов, которые окончательно восторжествовали в российском телевидении после 2014 года. Среди награжденных нет никого, кого можно было бы даже с натяжкой назвать журналистом. Зато есть "лучшие ученики" школы лжи и ненависти. Заглянем в эту кунсткамеру.
"Тэфи"-2017 в номинации "Интервью" получил Владимир Соловьев. Трудно было бы подобрать более издевательскую кандидатуру для того жанра, который считается одной из вершин профессии журналиста. Соловьев очень любит брать интервью у начальства. Особенно у Путина. О том, как он это делает, можно написать книгу, или снять психологический фильм под названием: "Холуй и господин". Когда Соловьев берет интервью у Путина, то вся его фигура, устремленная к главному начальнику, дышит одним чувством безграничной преданности и желанием услужить. Все вопросы служат одной цели: показать громадное величие президента Путина и его абсолютное превосходство над всеми остальными людьми на планете. Ни одного острого вопроса, все вопросы – это услужливые пасы прямо на начальственную ножку, после которых "интервьюер" восхищенно аплодирует забитому в пустые ворота голу.
Не меньшим глумлением над профессией стало объявление лауреатов в номинациях "Информационно-аналитическая программа" и "Ведущий общественно-политического ток-шоу". В первом случае "Тэфи" получила программа "Вести недели" с Дмитрием Киселевым, во втором лауреатами стали Ольга Скабеева, Евгений Попов (программа "60 минут") и Роман Бабаян (программа "Право голоса").
Все четверо лауреатов заслужили награду за последовательное антизападничество, антиукраинство и нескончаемую ложь. Отдельно стоит отметить Артема Шейнина (программа "Первая студия"), который стал финалистом в номинации "Ведущий ток-шоу", то есть, ему не хватило буквально одного шага до заветной статуэтки. Тут есть некоторая несправедливость, поскольку человек очень старался. Даже ведро с надписью "дерьмо" вносил в студию и предлагал своему оппоненту отведать содержимое. Не знаю, чего еще хотят бюрократические души этих членов "индустриального комитета"? Возможно, ждут от Шейнина, что он придумает что-то еще более впечатляющее. А как бы смотрелся выход Шейнина с его знаменитым ведром на церемонии вручения и торжественным опусканием бронзового Орфея в заветную посудину. Это был бы символ эпохи Путина…
Впрочем, организаторы "Тэфи-2017" сумели сотворить другой символ эпохи, может, не столь наглядный и зрелищный, но ничуть не менее впечатляющий, чем Орфей в шейнинском ведре. Речь о лауреате премии в номинации "Просветительская программа", которым стала "Военная тайна" Игоря Прокопенко на РЕН ТВ. То, что милитаристскую, ксенофобскую, антизападническую и антиукраинскую программу "Военная тайна" наградили в номинации, в названии которой есть прилагательное "просветительская", само по себе абсурд. Но настоящий символизм этому награждению придает то, что "Тэфи" за просветительство получил именно Игорь Прокопенко.
Дело в том, что буквально накануне церемонии вручения "Тэфи", 25.09.17 Игорь Прокопенко выдал в эфир очередной выпуск своей авторской программы "Самые шокирующие гипотезы", в которой слово получили те, кто убежден, что Земля – плоская. Игорь Прокопенко построил свою программу таким образом, что этот бред рассматривался не в качестве странности, чудачества, или хотя бы в качестве экзотической гипотезы. Нет, в кадре один за другим появлялись люди, которые объясняли, что "Земля – плоская и накрыта прозрачным шаром", а также уверяли, что наша плоская как блин планета неподвижна, а все космические полеты – не что иное, как комбинированные съемки.
"Тэфи" за просветительство в руках Прокопенко, продвигающего в массы идею плоской формы Земли, Соловьев как лучший интервьюер и Шейнин со своим ведром в шаге от "Тэфи" - вот ступеньки ада, в который погружается российское телевидение. Легендарный Орфей, чья статуэтка вручается лауреатам "Тэфи", добровольно спустился в подземное царство Аида ради спасения любимой. Сегодня организаторы "Тэфи" уже насильно погружают мифического певца в преисподнюю. Орфею не привыкать, он уже был в аду. А вот Россия… Впрочем, России тоже не привыкать.
! Орфография и стилистика автора сохранены