Владимир Варфоломеев публикует список представителей интеллигенции, ставших доверенными лицами Собянина. "Едва ли не весь цвет московской бюджетной культуры: художественные руководители ведущих театров, директора самых известных музеев, ректоры знаменитых вузов; как индивидуальные предприниматели в списке доверенных лиц фигурируют многие популярные исполнители". Большинство давно и тесно сотрудничают с властью. Политически сотрудничают. Некоторые до недавнего времени занимали позицию "культура вне политики" и действительно старались держаться от нее подальше. А кто-то раньше даже позволял себе легкую фронду.
Владимир Варфоломеев публикует этот список без комментариев. Мол, чего тут комментировать, и так всё всем понятно. Нет, не всё и не всем. Пора отбросить приличия и деликатность. То, что все понимают, должно быть произнесено публично.
В стране сложилась единая властная корпорация жуликов, воров и убийц. И любой, кто политически поддерживает связанного с этой корпорацией местного начальника, поддерживает тем самым всю политику Кремля. И принимает на себя всю ответственность за нее. Любой, кто поддерживает Собянина ради того ли, чтобы работали музеи и театры, ради того ли, чтобы благоустраивалось городское пространство, берет на себя ответственность за зачистку в Новых Алдах, за путинское убийство бесланских детей, за агрессию против Украины, за интервенцию в Сирию с целью спасения кровавого палача Асада, ведущего войну против своего народа.
Это цвет столичной интеллигенции, пошедший в доверенные лица Собянина, показывал миру ракетно-ядерные мультики в Манеже. Никто из этих замечательных людей не стоял перед выбором: публичная поддержка власти или тюрьма. Никто из них не стоял перед выбором: публичная поддержка власти или судьба дворника, оператора котельной, экспедитора трамвайного парка. Так что хватит врать про вынужденность.
Хватит врать про то, что "большая политика" отдельно, а детские площадки во дворах отдельно. Когда, мол, пытают или убивают в далекой Чечне или Сирии – это "большая политика". А мы люди маленькие, мы в это не вникаем, нам бы детскую площадку только. При режиме, угрожающем миру ядерной войной, одно не отделить от другого. И это вы своим "вне политики", своим снисходительным отношением к трусости и конформизму способствовали становлению системы, в которой, чтобы получить детскую площадку, необходимо идти в холуи к убийцам. И ваши детские площадки сегодня в крови детей Беслана и Алеппо.
Эта кровь и на ваших руках. И спрос с вас по законам войны. Гражданской войны. В России империалистическая война обязательно перерастет в гражданскую. Вы такие же враги, как Путин, Бастрыкин и генерал Коношенков.
Можно и нужно избегать расчеловечивания образа врага. Можно сохранить человеческие чувства к человеку, перешедшему на сторону врага. Можно помнить добро человеку, ставшему холуем врага. Можно помнить, что артист или режиссер, подписавший письмо в поддержку подлой аннексии Крыма, вот тогда подарил нам такую-то роль или такой-то сценарий, а вот тогда-то даже совершил мужественный гражданский поступок. Про себя помнить. Молча. Сжав зубы. Говорить об этих своих чувствах публично уместно разве что в некрологе.
Нет, я желаю доверенным лицам Собянина долгих лет благополучной жизни. И потому – никакого снисхождения к ним. И потому я желаю им жизни всего лишь благополучной. Но не счастливой.
! Орфография и стилистика автора сохранены