Как всегда, точный и лаконичный текст Игоря Эйдмана о "культе танка" и шире – о "религии войны", торжествующей в путинской России. И, как обычно, хочу его немного дополнить.

Культ танка – это не просто милитаристский "культ оружия". Танк – в первую очередь, оружие наступательное, предназначенное для захвата чужой территории. Это символ агрессивного насилия. А еще это идеальный символ подавления. "Танки идут по Праге" и давят "Пражскую весну". Давят порыв к свободе. Недаром в эротических фантазиях "рашистов" постоянно присутствует вожделенная мечта о том, как несогласных "наматывают на гусеницы". Как на Тянаньмынь.

Культ танка с самого начала играл огромную роль в формирующейся идеологии и эстетике "рашизма". Великая Победа, говорите? Я наблюдал, как по мере пробуждения имперского реваншизма прилавки российских магазинов заполняли немецкие "Пантеры" и "Тигры". Игрушки, модельки, конструкторы, глянцевые иллюстрированные альбомы. Спрос на них был очень большой. Все любители "поиграть в танчики" откровенно "тащились" именно на этих "марках", по дизайну более хищных, свирепых, злобных и "давящих", чем советские. Эстетика нацистского Рейха пришлась русскому имперскому реваншизму как нельзя впору. Как будто на него была сшита.

Поклонение танку – это то самое "Причастие Буйвола" из "Бильярда в половине десятого" Генриха Бёлля. Именно это "Причастие Буйвола" принимает имперско-крепостнический "русский мир". Цивилизация подавления человеческой личности. Цивилизация лагерных вертухаев. Цивилизация хищного звериного эгоизма и бездуховности. Цивилизация, поклоняющаяся смертоносному железу. Цивилизация сапога, нагайки и танка.

Этой цивилизации можно ответить только словами песни, тоже культовой. Песни военно-антивоенной. "Их надо сбросить с перевала". Имперско-крепостнический "русский мир" должен уйти из истории.

Александр Скобов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены