Ранее: "Африканский "поручик Голицын" и другие жители Земли
Аналогий и параллелей в руандийской истории больше, чем могло бы показаться.
Сбитый самолет - нет, это, конечно, не "Боинг" и не "Ту-154"...
Какие-то очень знакомые переводы названий нацистских организаций... Может, это совпадение?
Радиостанция, толкнувшая еще вчера вполне, вроде бы, нормальных людей хватить мачете и идти убивать соседей, - нет, это, конечно, не телевизор...
Но от аналогий не деться никуда. А случайностей не бывает.
Но - по порядку.
С осени 1990-го в Руанде шла война. Самая обычная и стандартная война на Черном континенте, каких было множество. Им не уделяется и строчки в новостях. Если бы не известные события в ЦАР в прошлом году - многие бы слышали хоть что-то про все эти "Селеки" и "Анти-балаки"?
Сложно сказать, чего в 1990-м Патриотический фронт (в основном - из давних беженцев-тутси и их потомков) на тот момент планировал достичь. Возможно, верхом мечтаний было нанести поражение войскам диктатора Хабьяриманы, вынудить к переговорам, а в итоге достичь демократии в своем понимании: справедливого разделение власти в стране между двумя народами.
И в целом начало боевых действий было удачным для РПФ.
Но тут впервые произошло столкновение с "реаль-политик".
Страны Запада, конечно, демократичны. Но вот в бывших колониях между демократией и стабильностью они предпочитали стабильность. Конечно, диктаторы типа Иди Амина вызывали желание от них избавиться - но ведь, в основном, даже не из-за людоедства, а из-за непредсказуемости бешеных на тронах. А вот к западу от Руанды, в Заире, правил вполне союзный Европе диктатор Мобуту. Да, диктатор, да, это не скрывалось. Но - "это же просто стабильность, а к тому же - он не просоветский".
В общем, помогли руандийскому режиму Бельгия, Франция и Заир. Заставили временно отступить РПФ.
Но после этого войска Патриотического фронта стали использовать с переменным успехом тактику "набег-отскок". Тем более, что госграницы, конечно, там есть - но все же понимают, каковы эти госграницы. Не "стена им. Дональда Трампа" и не советская "граница на замке".
Приграничный горный массив Вирунга стал базой для РПФ
В еще не скончавшемся СССР в новостях об этом тоже говорилось. Но, пожалуй, даже не десятой строкой. Оно и понятно: тут Горби, Балтия, Германия, Кувейт, подготовка к "Буре в пустыне" идет полным ходом... А еще - вот где-то что-то там в Африке. Границы переходят, стреляют... А в сообщениях "Эмнисти интернешнл" в демократических газетах - в том числе и материалы о резне народа хуту в соседней Бурунди. Возможно, и эти, из РПФ - такие же?
В общем, некоторое нейтрально-отрицательное отношение - было.
И уж точно закрыла общественность Запада глаза на начало "ответки" - на формирование в Руанде уже вполне нацистских организаций. Именно для них и был сочинен уже цитированный "манифест народа хуту".
Кстати, о манифестах: судя по всему, авторов достали даже не только тутси - как из РПФ, так живущие в стране и к военным действиям непричастные. С ними как бы все понятно и так. Но вот свои, хуту - "умеренные хуту", как их позднее называли в новостях - вот тут манифест исходил самой бешеной злобой, буквально из каждой строки.
Смеете брать в жены женщин из тутси - вы предатели! Смеете вести с тутси хоть какие-то дела - вы предатели!
Видимо, такое отношение никакой случайностью не было. Видимо, добрососедские отношения были все же распространены. Что и понятно: ну, какие-то там политики у власти что-то такое говорят, но мы-то тут, в своей деревне (на своем "хуторе"-холме), живем тут поколениями, и деды жили вместе, и прадеды, и друг другу в неурожайный год помогали, а строка в удостоверении личности - так не все и грамотные, чтобы разобрать, а вторжения - так это в северных провинциях...
Это - обычный крестьянский здравый смысл, но такие настроения были и среди узкой прослойки городской интеллигенции. Да и в самом РПФ - понятно, что Кагаме - № 1, но официальный председатель Алексис Каньяренгве - хуту, офицер, бежавший из Руанды после обвинений в попытке путча.
Участники нацистской молодежки "Интерахамве"
А тем не менее, нацистские организации создавались. Не очень люблю слишком перегружать тексты именами и названиями, но два этих названия, чуждых европейскому уху, все-таки должны прозвучать - "Интерахамве" ("Те, кто нападает вместе") и "Импузамугамби" ("С единой целью"). А можно ведь приблизительно перевести и как "Единство" и "Идущие убивать вместе". Чем, собственно, впоследствии и занялись.
Возникли они как "молодежки" правящей партии (диктатуре все-таки пришлось ввести многопартийность - хотя бы "ради галочки", и на Западе будут довольны "демократией").
Но в реальности режим и сам Жювеналь Хабьяримана их не очень-то устраивали. Как писали комментаторы из "партии садизма" в совсем иной стране, в иное время и об ином деятеле, "а потому что недостаточно Сталин!"
К 1993-му году РПФ добился контроля над несколькими территориями на севере. Можно было начинать переговоры. И они начались - в танзанийском мирном городе Аруша. В основном, вопросы касались перехода к демократии, интеграции повстанцев в армию, создания широкого демократического правительства из всех этнических (или все же сословных) групп. Среди подписавших Арушское соглашение был и российский дипломат Владимир Петровский (на тот момент - зам. генсека ООН).
Обычная картина "обычных" африканских войн - ООНовцы и беженцы
Отличное было мирное соглашение! Беда лишь в том, что, кроме ввода в Руанду миротворцев ООН, почти ничего выполнено не было. РПФ удерживал занятые территории, Хабьяримана лавировал между "умеренными" и "ястребами" из числа хуту, пытаясь сохранить власть, а "ястребы" вооружались.
В соседних странах со стабильностью на тот момент тоже было плохо. В Бурунди, к югу от Руанды, ситуация долгое время зеркалила руандийскую - власть была в руках меньшинства-тутси, зато армия тоже была в руках этого меньшинства (примерно как в Сирии при алавитах-Асадах). В итоге - вспышки гражданской резни, попытка хоть как-то либерализовать режим при последнем из военных правителей, избрание гражданского президента-хуту, после чего случился новый путч, и президента закололи штыком, борьба с путчистами, избрание нового гражданского президента Нтарьямиры - тоже из большинства-хуту. Так что лидерам Руанды и Бурунди было что обсудить на саммите в Танзании 5 апреля 1994-го.
И обсудили. И, вероятно, продолжили обсуждение в самолете, летящем в руандийскую столицу Кигали. Но об этом уже никто не узнает. Потому что 6 апреля случилось событие, после которого война в Руанде перестала быть "обычной и стандартной африканской войной".
Самолет с двумя президентами воюющих нестабильных государств был сбит над столичным аэропортом.
Такого в истории, пожалуй, не было. Даже расстрел в Гане сразу нескольких экс-президентов отсылает к Византии. А тут - главы государств одномоментно убиты ракетами "земля - воздух".
Кто это сделал, до сих пор не вполне ясно. Разумеется, пришедшие к власти "ястребы"-хуту объявили виновными тутси и РПФ. Разумеется, историю пишут победители, поэтому в Руанде считается, что это сделали "ястребы", недовольные политикой склоняющегося к "умеренности" диктатора.
Но есть важное косвенное доказательство: то, что именно "ястребы" устроили террор на следующий же день. Все выглядело так, что гибель президентов стала для них вполне ожидаемым событием - и сигналом к резне.
Так что на сей раз победители, вероятнее всего, пишут правду.
Продолжение следует
! Орфография и стилистика автора сохранены