В России почему-то есть традиция объявлять чуть ли не "русским Лютером" любую мракобесную мразь, стоит лишь ей поссориться с центральной властью и церковным начальством. Вот хороший материал на BBC - что же действительно происходило в том самом среднеуральском монастыре и кто же реально такой схиигумен Сергий, выступивший против патриарха.
История банальная до жути. Есть просто харизматичный проповедник с криминальным прошлым, который путем угроз и манипуляций держал паству в состоянии смеси из страха и благоговения. Механика власти человека над другими людьми полировалась шизой про бесовские паспорта, дьявольские смартфоны и грешный интернет. Это и понятно: людьми без документов и связи, отрезанными от мира, управлять гораздо проще.
В целом там стандартный набор сектантских манипуляций: сначала бомбардировка любовью, затем подозрения и поиски предателей, постоянный надзор и контроль (особенно по части секса и вообще отношения), постоянные эмоциональные качели (когда "отец" меняет гнев на милость и наоборот). Но масштабы скотства местами впечатляют: особенно моменты о том, как 10-летних девочек там пороли кабелем за "провинности".
Но особенно интересен вот этот момент:
"Когда члены одной семьи попадают в монастырь, видятся они редко. "У него специально была такая манера - обязательно разлучать детей с родителями", - вспоминают братья Филипп и Федор Малюткины.
Родителей - в скиты, детей в монастыре оставить, или малышей и дошкольников - в избу, а родителей - в кельи, и занять послушанием на 12 часов в день, вспоминают они: "Жить вместе почти никому нельзя. Прийти туда с детьми - все равно что в детский дом их отдать"."
Аналогичное было в секте Дэвида Кореша (Ветвь Давидова), где лидер расселял семьи по разным крыльям особняка и предписывал всем целибат. И только сам имел кучу жен ("я принял бремя секса на себя"). Или вот еще один хороший фильм BBC - о подростках сбежавших из секты одного радикального мормонского проповедника (который не согласился с тем, что мормонам запретили многоженство, и отделился со своей "общиной"). Главным препятствием ухода из секты является вовсе не страх наказания (там и кабелем-то никого даже не били - все-таки США вам не Урал). А именно страх расставания с семьей. Лидер там тоже стремился к полному контролю над семьями - решал кому и на ком жениться, а если кого-то изгоняли из общины за провинность, то его жена и дети переходили (!) к более "праведному" члену общины.
Оно и понятно. Для существования такого рода сообществ требуется, прежде всего, разрушение института семьи. Если вся "община" должна стать одной большой, то нормальная семья неизбежно должна быть уничтожена. Если лидер секты должен быть всеобщим "отцом", то настоящие родители должны стать фикцией. Не выйдет превратить людей в послушных биороботов, если эти люди не одиноки и чувствуют за собой поддержку близких.
Забавно, как те, кто прикрывается традицией (религией и прочей духовностью) занимаются тем, что разрушают традиционный институт. Тогда как главная страшилка всех отечественных консерваторов - "однополые браки" - это скорее утверждение этого института (речь о том, чтобы дать ЛГБТ-людям к нему доступ). Вот и думай после этого, где же в действительности традиционные ценности и что следует поддерживать настоящим консерваторам.
! Орфография и стилистика автора сохранены