Опрос SuperJob показывает, что треть москвичей предлагает оставить Лубянку без памятника (34%). Таким образом, если бы в опрос был бы включен вариант "против всех", то он, скорее всего, был бы фаворитом. Люди не хотят думать о неактуальной для них истории (своих проблем хватает) и втягиваться в неинтересные им "войны памяти". В желании сохранить статус-кво есть и материальный фактор – россияне негативно относятся к тратам, которые представляются им нецелесообразными.

28% хотели бы видеть на площади памятник Феликсу Дзержинскому. Это немалое, предсказуемо возрастное (среди респондентов старше 45 лет – 44%) и мотивированное меньшинство, которое хорошо знакомо по голосованиям на телевидении и радио по вопросам о Ленине, Сталине и т.д. И по дискуссиям в Интернете, где много и агрессии в адрес либералов, и прославления вождей, и ностальгии по молодости. Железный Феликс для них – это часть ушедшего, более понятного и предсказуемого мира.

Ответную либеральную мобилизацию вызвать невозможно. Одни московские демократы просто не хотят втягиваться в повестку, инициированную властью – и объективно раскалывающую их с левыми в преддверии "умного голосования" на думских выборах. Другим антипатичны оба кандидата – как чекист, так и антизападник – и для них крайне неприятен навязываемый выбор. Третьи даже не против Феликса, мечтая о том, как когда-нибудь сбросят его снова – на этот раз навсегда (а пока можно запастись попкорном и наблюдать, как гонители "Пусси райот" схлестнулись со сталинистами). Конечно, часть либеральных москвичей проголосует против Феликса (а, значит, за Александра) – но их не хватит для того, чтобы перевесить ностальгическую мобилизацию.

Православная приходская мобилизация за святого благоверного князя тоже вряд ли будет эффективной. Реальные мобилизационные возможности церкви весьма слабы. И, кроме того, многие прихожане – это те же немолодые советские люди, для которых их собственные невзгоды 90-х годов куда более актуальны и болезненны, чем расстрелы новомучеников при Дзержинском.

Пока что за Александра Невского 19%. Это немало для варианта, который раньше вообще не рассматривался (и не имел отношения не только к конкретной Лубянской площади, но даже к Москве), но немного для общеизвестного и позитивно воспринимаемого исторического персонажа. Но это все же основа для того, чтобы провести экспресс-кампанию и постараться восполнить недостающие голоса за счет традиционного способа в виде административной мобилизации. Тем более, что при электронном голосовании не надо тратить силы на то, чтобы привести людей на избирательные участки, тем более по неактуальному для них поводу.
 

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены