В субботу вечером стали известны окончательные результаты "суперчетверга", когда в Англии проходили выборы муниципальных советников и мэров ряда городов, а в Шотландии и Уэльсе – выборы в региональные парламенты. Картина оказалась смешанной. Голосованием англичан Борис Джонсон должен быть доволен. Кандидаты-тори значительно увеличили свое представительство в муниципалитетах, пополнили число мэров и даже победили в традиционно лейбористском избирательном округе на дополнительных выборах в Палату общин. Единственное заметное исключение: лейборист Садик Хан сохранил за собой пост мэра Лондона. А вот автономные регионы голосовали иначе. В Уэльсе лейбористы увеличили свое большинство в парламенте. Но самые большие проблемы возникнут у Джонсона в Шотландии. Здесь уверенное большинство в парламенте получили сторонники независимости.
Лидеры шотландских тори и лейбористов агитировали за своего рода "умное голосование", при котором сторонники сохранения единства Соединенного Королевства в мажоритарных округах голосовали бы за партию, имеющую больше шансов победить кандидата от националистов. Такая тактика принесла некоторый результат, не дав правящей Шотландской национальной партии получить абсолютное большинство в парламенте. Однако ШНП для этого не хватило всего одного места, она завоевала 64 мандата. Зато партия "Зеленых", которая также выступает за независимость региона, получила 8 мандатов – на два больше, чем прежде. Консерваторы сохранили 31 место, лейбористы будут иметь 22 мандата, либеральные демократы – 4. Таким образом, ШНП в четвертый раз подряд сформирует правительство, а первый министр Шотландии и лидер партии Никола Стёрджен сохранит свой пост.
Стёрджен, которая вела предвыборную кампанию под лозунгом проведения повторного референдума о независимости региона, после выборов была настроена по-боевому. В пятницу она заявила, что ШНП проведет через парламент закон об организации такого референдума, и если Борис Джонсон захочет блокировать его, ему придется обращаться в Верховный суд. "Если люди в Шотландии проголосовали за большинство в парламенте, выступающее за независимость, то ни один политик не имеет права встать на пути этого", – добавила она. В своей победной речи в субботу вечером Стёрджен подчеркнула, что итоги выборов означают наличие ясного мандата на проведение референдума, как только будет преодолена коронавирусная пандемия. "Ни в коем случае референдум нельзя представлять как мое требование или требование ШНП. Это воля страны", – заявила первый министр.
В свою очередь, Борис Джонсон в пятничном интервью газете The Telegraph сказал, что в ситуации, когда Великобритания только начинает выходить из коронавирусного кризиса, новый референдум в Шотландии был бы "безответственным и безрассудным". В субботу, когда стал ясен масштаб победы ШНП, британский премьер сменил акценты. Он обратился к Стёрджен с письмом, в котором пригласил ее, а также глав правительств Уэльса и Северной Ирландии на саммит для обсуждения сотрудничества в преодолении последствий пандемии и других вызовов "в предстоящие месяцы и годы". Однако едва ли такое миролюбие произведет впечатление на шотландских националистов. Очевидно, что конфликт между Эдинбургом и Лондоном по вопросу о референдуме будет набирать силу и может привести к судебным битвам и серьезным политическим потрясениям.
! Орфография и стилистика автора сохранены