Является ли Венедиктов разжигателем войны? Конечно, нет. Всё-таки мы должны очень осторожно подходить к таким вещам. При всех моих многолетних разногласиях с Алексеем Венедиктовым и критики в его адрес ставить его в один ряд с Соловьёвым или Симоньян и предлагать включить его в западные санкционные списки — это как минимум неправильно и неэтично. Как человек, который всегда выступал против Путина, против войны и за целостность Украины, я считаю, что у меня есть моральное право говорить об этом.
Еще я считаю, что люди, которые признавали аннексию Крыма, вообще не имеют морального права составлять какие-либо списки, потому что они по этой логике тоже являются разжигателями войны. Если уж мы называем Венедиктова разжигателем войны, то любой человек, признававший аннексию Крыма и соглашавшийся с тем, что можно оторвать кусок украинской территории, объявить его своим и проводить там какие-то выборы, тоже попадает в этот ряд.
Мне кажется, очень важно сейчас не перегнуть палку и не начать использовать такие списки как политическое оружие. Мы на Форуме свободной России знаем, что работа по составлению списков — это тяжёлый процесс. Внесено порядка полутора тысяч фамилий лиц, причастных к военной агрессии, этот процесс занимал месяцы. Волюнтаристское включение туда наших оппонентов было бы совершенно неверным и дискредитировало бы саму идею санкций. Санкции необходимы для того, чтобы Украина выиграла войну, санкции должны быть всеобъемлющими. Но то, что мы наблюдаем в случае с Венедиктовым, — это не что иное, как попытка свести личные счеты.
Надо быть очень осторожными с тем, чтобы не включать в списки людей, с которыми ты не согласен по тем или иным причинам. У меня такой список будет очень большой. Если брать нашу позицию, позицию Форума свободной России, то в наши списки должны попасть все, кто соглашался с аннексией Крыма. Это совершенно неправильно. Нам нужно бороться всем вместе, чтобы переломить ситуацию, а не заниматься мелочным сведением счетов, предлагая ввести санкции против Венедиктова или еще кого-то, кто не был готов бороться с путинским режимом так же, как это делали мы. Мы можем критиковать их, но это не означает, что мы должны всех их отвергать. Более того, нельзя превращать столь серьезную работу в дешевое политическое оружие. Мы можем совместными усилиями добиваться всеобъемлющих санкций против настоящих поджигателей войны, членов их семей, против их активов. Нам понятно, кто является нашими врагами и врагами России.