Уход Станислава Позднякова с поста главы ОКР [Олимпийского комитета России] связан с невостребованностью.

Поздняков возглавил ОКР в 2018 году в историческую эпоху для российского спорта, которой больше нет. Тогда был нужен антикризисный менеджер, который смог бы наладить отношения с МОК после допингового скандала и вернуть Россию в мировое олимпийское движение в качестве полноправного участника. Поздняков как знаменитый фехтовальщик, не находившийся на государственной службе, стал для этого оптимальной фигурой.

Реальность оказалась иной, причем вины Позднякова здесь не было. После начала СВО даже самый опытный спортивный дипломат или выдающийся спортсмен не мог предотвратить фактический разрыв с МОК, который уже 28 февраля 2022 года рекомендовал спортивным федерациям не допускать российских и белорусских спортсменов к участию в международных соревнованиях. Весной 2022-го Поздняков лишился президентского кресла в Европейской конфедерации фехтования (EFC), а чуть позже потерял место в исполкоме Ассоциации национальных олимпийских комитетов (АНОК).

Дальнейшие события развивались по сценарию эскалации, как и в других сферах. В 2023 году ОКР включил в свой состав олимпийские советы ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а МОК приостановил его членство. Если до начала СВО российские институции делились на работающие в Крыму, Донецке и Луганске (и, соответственно, готовые попасть под санкции) и не работающие там (и сохраняющие отношения с зарубежными партнерами или надеющиеся их восстановить в будущем), то сейчас такая дифференциация исчезла. В осажденной крепости все равны.

Для Позднякова ситуация усугубилась тем, что в феврале 2022 года Россию покинул его тогдашний зять, фехтовальщик Константин Лоханов. Далее последовал развод, а перед этим Поздняков прошелся по "испуганным любителям малинового фраппе и желтых самокатов" и "бегущим с корабля крысам".

В последнее время Поздняков превратился из спортивного "голубя" в "ястреба", настаивая на максимальной изоляции российского спорта от олимпийского движения. Он в целом поддержал позицию Ирины Винер, назвавшей "командой бомжей" россиян, которые решились выступить на парижской Олимпиаде в нейтральном статусе. А, в частности, занял еще более жесткую позицию, назвав таких спортсменов "командой иноагентов". Но сохранить свой пост такая риторика не помогла. Желающие спортсмены из числа допущенных все равно отправились на Игры, а в России к этому отнеслись внешне спокойно, стараясь говорить о них как можно меньше.

Но, главное, ОКР не мог предложить альтернативы международному олимпийскому движению. В СССР можно было в противовес бойкотируемой Олимпиаде в Лос-Анджелесе провести игры "Дружба-84", опираясь на поддержку союзников по Варшавскому договору, в том числе на мощную спортивную машину ГДР (из общего строя выбивалась только Румыния). Сейчас же внешнеполитическая ситуация иная – и Всемирные игры дружбы, запланированные на сентябрь 2024 года, пришлось перенести.

Поэтому ОКР как самостоятельный институт оказался не востребован. Видимо, в ходе начавшейся большой реорганизации управления спортом он будет фактически аффилирован с Минспорта. Как это было в советское время. Первый глава НОК СССР Константин Андрианов до 1958 года совмещал эту должность с постом первого зампреда Спорткомитета СССР. В оттепельные времена глава НОК (тот же Андрианов) формально перестал быть госслужащим, а при Брежневе в 70-е годы председатели Спорткомитета стали одновременно возглавлять и НОК (Олимпийской хартии это не противоречит). В перестроечном 1989-м произошло разделение, а сейчас снова возможно совмещение.

Плюс в спортивных федерациях в ходе их укрупнения чемпионов сменяют спонсоры – Ирина Винер уже покинула пост главы федерации художественной гимнастики и выведена из состава совета при президенте по спорту. Елена Вяльбе призвала бомбить Лондон, но не факт, что сохранит руководство лыжной федерацией. Возникает своего рода "государственно-частное партнерство" в спорте, где имиджевые фигуры и коммуникаторы с заграницей куда менее востребованы, чем раньше. Как и в других сферах.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены