Артемий Кивович Троицкий (Майданик) родился 16 июня 1955 года в Ярославле. Его отец, Кива Львович Майданик, был известным ученым, историком-латиноамериканистом. C восьми до тринадцати лет Троицкий жил в Праге, где его родители работали в журнале "Проблемы мира и социализма". Уже в школьные годы он увлекся рок-музыкой. Так, известно, что в 1967 году юный критик, издавая собственный рукописный журнал, разместил в нем свою рецензию на вышедший в том же году альбом Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band группы The Beatles.
После окончания школы в 1972 году Троицкий поступил в Московский экономико-статистический институт. Сам он впоследствии объяснял, что поступил туда потому, что это было единственное высшее учебное заведение, куда не нужно было сдавать устные вступительные экзамены — в старших классах школы Троицкий сильно заикался. Однако уже на первом курсе он вел дискотеки в Московском государственном университете (впоследствии в прессе отмечали, что Троицкий "был первым диск-жокеем в Москве"). В то же время студент начал заниматься журналистикой, став "сравнительно известным в узких кругах" после публикации его статьи о группе Deep Purple в молодежном журнале "Ровесник". В 1977 году Троицкий, по его словам, "с большим трудом" окончил институт по специальности "математик-экономист", и по распределению должен был начать работать в Центральном статистическом управлении. Но Троицкий работать в ЦСУ не стал, и какое-то время скрывался от милиции, опасаясь быть привлеченным к ответственности за тунеядство или за уклонение от службы в армии. В 1978 году он устроился младшим научным сотрудником в Институт истории искусств, где занимался "социологией в поп-музыке", пока не был уволен в 1983 году. По воспоминаниям самого Троицкого, официальным поводом для этого стало нарушение им трудовой дисциплины, реальной же причиной увольнения критик впоследствии называл существовавшие у него на тот момент "серьезные проблемы с властями".
В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов Троицкий организовывал неофициальные выступления таких рок-групп, как "Машина времени", "Зоопарк", "Кино". Кроме того, в 1982-1983 годах он был гитаристом в группе "Звуки Му". Впоследствии, не признавая термина "продюсер" по отношению к себе ("это ругательное слово"), Троицкий все же соглашался, что "продюсировал "Кино", "Аквариум", "Машину времени" и так далее", и, на самом деле — "просто любил эти группы и помогал им". Критик также писал статьи для самиздатовских журналов "Зеркало" и "Ухо". В 1983-1985 годах его заметки запретили публиковать в официальной прессе. Тогда он стал сотрудничать с латвийским телевидением, где в соавторстве с режиссером Юрисом Подниексом вел программу "Видео-ритмы", первую в Советском союзе, посвященную видеоклипам.
В конце восьмидесятых годов Троицкий издал на Западе несколько книг, посвященных истории советского рока: "Назад в СССР" (Back In The USSR; впоследствии была переиздана в СССР под названием "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…") и "Тусовка. Что случилось с советским андеграундом" (Tusovka: Whatever Happened To The Soviet Underground Culture). В 1990 году он выпустил книгу "Поп-лексикон", рассчитанную на отечественного читателя. Также Троицкий продолжил организовывать концерты: по его инициативе группы "Браво", "АВИА", "Звуки Му", "Игры", "Телевизор" побывали на гастролях за рубежом. Кроме того, он выступал координатором гастролей зарубежных групп и исполнителей.
С начала 1990 годов Троицкий стал вести передачи на радио. В 1990-1996 годах он был автором передачи "Ковчег дядюшки Ко" на радио Maximum, затем на "Радио 101". Работал Троицкий и на телевидении. В 1991 году он стал главой музыкального вещания Российского телевидения, организовав "Программу А". В 1994 году Троицкий перешел на телеканал НТВ, где вел передачу "Кафе Обломов", приглашая в эфир различных музыкальных исполнителей. С 1997 года программа стала выходить на телеканале "Россия". Троицкий впоследствии оценивал годы своей работы на телевидении как "бездарно потраченные". "Я не оценил степени коррумпированности этой организации", — отмечал он.
В 1995 году Троицкий основал и стал первым главным редактором русской версии американского журнала Playboy, оставался им до 1999 года. Кроме того, сам он признавал, что "приложил руку" к созданию женского журнала Cosmopolitan, и впоследствии, по сведениям СМИ, "настаивал на пользе", которую эти журналы приносят российским читателям – "несмотря на то, что сам он поклонником отечественного глянца в его нынешнем виде отнюдь не является".
Работа в журналах не оставалась единственным видом деятельности для Троицкого. В 1997 году он начал вести программу "FM Достоевский" на радио "Европа плюс", в эфире которой ставились песни, которым "не находится места в отечественном радиоэфире". Передача шла на "Радио 101", затем на радиостанции "Эхо Москвы", а с 2010 года стала выходить на "Финам FM". С 1998 года Троицкий работал на телеканале "Культура", где недолгое время делал передачу "Культтовары". Помимо этого, он продолжал писать статьи и рецензии в разные издания, сотрудничал с "Новой газетой", журналом Rolling Stone и газетой The Moscow Times. В 2000 году критик на портале Estart.ru начал вести колонку "Диверсантъ-Daily", которая затем стала отдельным интернет-проектом. Троицкий пробовал себя и в роли киноактера: так, в 2001 году он сыграл Тоцкого в картине Романа Качанова "Даун Хаус" — современной интерпретации романа Достоевского "Идиот". Кроме того, там Троицкий выступил и как музыкант: его песня "Снег с ее волос" вышла на саундтреке к фильму.
В 2006 году Троицкий издал книгу "Я введу вас в мир Поп…", в 2008 году — книгу в двух частях "Гремучие скелеты в шкафу".
Троицкий назывался владельцем собственных музыкальных лейблов ("Закат", "Прибой", Zenith), выпускавших музыку, малоизвестную в России. Упоминался он в прессе и как один из учредителей лейбла General records. Критик и сам несколько раз выступал в качестве музыканта, записав четыре песни в разные годы. В 2008 году Троицкий стал одним из учредителей музыкальной премии "Степной волк", а сентябре 2010 года начал вести программу "Короли песни" на телеканале "Культура".
По сведениям СМИ, Троицкий не стеснялся использовать острые выражения по отношению к музыкантам, которые ему не нравятся. Так, после победы Димы Билана на конкурсе "Евровидение" он в прямом эфире телеканала "Россия" заявил, что певец — "так себе артист", после чего предложил в следующем году дополнить выступление конкурсанта подтанцовкой гимнастки Алины Кабаевой и бэк-вокалом оперной певицы Анны Нетребко.
Резкие высказывания Троицкого неоднократно приводили к судебным конфликтам. В конце 2010 года гражданский иск к критику подал бывший инспектор 3-го спецполка ГИБДД Николай Хованский, который расследовал дело об аварии на Ленинском проспекте с участием топ-менеджера "ЛУКОЙЛа" Анатолия Баркова. Поводом для иска стало то, что Троицкий публично, на концерте группы ДДТ, назвал Хованского одним из ряда "самых поганых ментов России". Весной 2011 года гражданский иск о защите чести и достоинства экс-майор у критика выиграл, после чего снова подал на Троицкого в суд — на этот раз по обвинению в оскорблении, содержащемся в публичном выступлении (часть 2 статьи 130 Уголовного кодекса РФ).
В марте 2011 года Вадим Самойлов, бывший лидер группы "Агата Кристи", сначала подал против Троицкого гражданский иск, а затем, в мае — еще один иск, уголовный, по той же статье, что и Хованский, после чего в отношении Троицкого в порядке частного обвинения также было возбуждено уголовное дело. Отмечалось, что музыканту не понравилось, что критик назвал его "дрессированным пуделем" заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова (Самойлов в 2003 и 2006 годах записал два музыкальных альбома на стихи чиновника).
Музыканты неоднократно в текстах своих песен упоминали Троицкого, причем, как правило, в негативном контексте. Группа "Чайф" пела, что Троицкий "смахивал, прямо скажем, на м***ка", а группа "Тараканы", охарактеризовав его похожим образом, посвятила Троицкому песню "Мистер музыкальный критик". Сам же Троицкий отмечал, что не стоит считать его "оголтелым мизантропом, циником и прочее". По его словам, он действительно отрицательно относится к музыке, которая в России "тиражируется на ТВ и радио, это на самом деле ужасно". Мнение же о нем как о критике-снобе, отмечал Троицкий, может складываться потому, что он вынужден постоянно отвечать на вопросы о тех музыкантах, которых он не любит — "Диме Билане, Николае Баскове, Филиппе Киркорове и так далее, будто других тем нет".
Музыкальный критик неоднократно демонстрировал свою активную жизненную позицию. Так, августе 2010 года он принимал участие в митинге против вырубки Химкинского леса под платную автотрассу Москва-Санкт-Петербург. а в декабре 2010 года участвовал в записи видеообращения с призывом прийти на митинг в поддержку арестованных за хулиганство участников арт-группы "Война" Олега Воротникова и Леонида Николаева (в феврале 2011 года они были отпущены под залог.
Отмечалось, что Троицкий ведет преподавательскую деятельность, обучая студентов менеджменту в поп-культуре и музыкальной журналистике в Государственном университете управления и на факультете журналистики МГУ. Критик активно участвует в благотворительной деятельности, в основном в различных проектах по защите природы. Известно, что он владеет собственной коллекцией живописи.
Троицкий имеет ряд наград. В 1988 году ему был присужден титул почетного гражданина "столицы рок-н-ролла" — города Мемфиса (штат Теннеси, США), в 1997 году он был удостоен профессиональной премии "Знак качества" в номинации "Лучший журналист года в области шоу-бизнеса", а на состоявшемся в Ижевске арт-форуме "День удмурта" в 2008 году критик стал "почетным Удмуртом" — наряду с художником Казимиром Малевичем, космонавтом Юрием Гагариным, рок-музыкантом Сергеем Курехиным и поэтом Дмитрием Приговым.
Троицкий несколько раз был женат, по данным на 2008 год, он разведен. У него есть дочери Александра, Соня и сын Иван от разных матерей. В блоге Троицкого на Myspace в 2011 году отмечалось, что он живет один, а его собака, шотландский терьер по кличке Черчилль, на портале Dogster.ru упоминалась как "полноправный компаньон и член семьи для Троицкого".
Источник: lenta.ru