Это действительно кажется чем-то мистическим: в истории Германии одного ХХ века на этот день пришлось не два, не три, а целых 4 события, одни из которых праздничные, другие – позорные, но все – громкие, даже судьбоносные, словом, такие, которые из истории никак не вычеркнешь. Судите сами.
9 ноября 1918 года. Крушение монархии и провозглашение республики
В конце октября 1918 года, когда поражение Германии в Мировой война стало очевидным, немецкое верховное командование, чтобы получить более сносные условия мира, решает послать немецкий флот на самоубийственную миссию против британского флота. А на флоте уже была подпольная организация, которая призвала моряков не идти на бессмысленную бойню.
Зачинщиков арестовывают, а в Киль, где стоял флот, направляют войска. Однако, они переходят на сторону бунтовщиков, арестованных освобождают. Матросы разъезжаются по Германии и разносят новости о происходящем в Киле. По всей стране по примеру российских товарищей создаются советы.
9 ноября 1918 года рейхсканцлер Максимилиан Баденский самочинно объявляет об отречении кайзера Вильгельма от обоих престолов (прусского и имперского) и передает свои полномочия вождю социал-демократов Фридриху Эберту. После этого товарищ Эберта по СДПГ госсекретарь в правительстве Макса Баденского Филипп Шейдеман
объявляет о падении монархии и провозглашении Германии республикой, которая впоследствии получила название Веймарской.
Два дня спустя в компьенском лесу было подписано перемирие в войне со странами Антанты, фактически означавшее капитуляцию Германии. Веймарскую республику не очень чтут в нынешней Германии. Ей досталась тяжелая судьба. Сначала послевоенная разруха, а затем – мировой экономический кризис, а поверх всего – груз репараций, которые на Германию наложили победители. Все это вместе взятое и привело республику к гибели.
Но, как пелось в одной замечательной песне моей молодости: "В жизни ничто не проходит бесследно". Веймарская республика заложила фундамент германской демократии, на котором после краха нацизма строилась ФРГ.
9 ноября 1923 года. Пивной путч
В этот день Гитлер совершил попытку захвата власти в Баварии с тем, чтобы по примеру Муссолини походом на Берлин захватить власть в Германии. Но у Муссолини к моменту похода на Рим была создана база в виде мощных отделений его партии по всей стране. У Гитлера ничего подобного еще не было, и его авантюра кончилась провалом.
Начался путч 8 ноября вечером в огромном, на три тысячи мест мюнхенском пивном зале Бюргербраукеллер (откуда название путча), но основные события пришлись на следующий день. 8 ноября вечером в зале перед собравшимися с программной речь выступал один из членов правительства Баварии. Присутствовали также командующий частями рейхсвера (армии) Баварии и начальник баварской полиции.
По приказу Гитлера 600 его вооруженных штурмовиков окружили зал, перед входом в него были выставлены пулеметы.
Вбежав в зал и вскочив на стул, Гитлер выкрикнул: "Национальная революция началась!" Затем он объявил правительства Баварии и Германии низложенными и о формировании нового правительства во главе с ним. Присутствовавшим членам баварской администрации он предложил портфели в его правительстве и призвал к участию в походе на Берлин.
Те под дулами пистолетов сделали вид, что согласились. Правительство Баварии, в отличие от общегерманского, где правили социал-демократы, было право-консервативным, и нацистская авантюра его не прельстила. Когда на следующий день колонна нацистов под своими знаменами во главе с Гитлером направилась в центр города, ее встретили выстрелы полиции. 16 нацистов было убито, многие были ранены.
Гитлер смог скрыться, но два дня спустя его арестовали и осудили на 5 лет заключения. Провел он в тюрьме всего 8 месяцев.
И опять же, "В жизни ничто не проходит бесследно", к сожалению, для мерзавцев тоже. За эти 8 месяцев Гитлер успел написать свой главный труд "Mein Kampf". Путч и затем суд над его участниками широко освещались прессой, благодаря чему Гитлер и его движение получили широкую известность в стране. И Гитлер понял, что "с налета, с поворота" власть не взять. Все это помогло ему менее чем через 10 лет достигнуть ее.
9 ноября 1938 года. "Хрустальная ночь"
Этой ночью Гитлер решал несколько задач. Надо было найти дополнительный предлог для грабежа еврейской собственности. Надо было подскипидарить остававшихся в стране евреев, чтобы они убирались куда угодно. Надо было еще раз показать немцам, что евреи находятся вне общенемецкого Ordnung-а. И надо было участием в погромах повязать как можно больше немцев общей ответственностью за деяния нацистов.
Предлогом стало убийство жившим в Париже еврейским юношей Гершелем Грюншпаном сотрудника немецкого посольства Эрнста фон Рата. Гриншпан хотел отомстить этим за несчастье своей семьи польских евреев, которые, в числе других таких же горемык, будучи изгнанными из Германии, не принимались Польшей и были вынуждены жить под открытым небом на ничейной полосе.
Надо сказать, жертву Гриншпан выбрал неудачно: Эрвин был из приличной семьи прусских юнкеров. Достаточно сказать, что его отец даже после гибели сына от рук еврея делал все, что мог, для помощи евреям. Но Гершель не мог этого знать. Есть версия, что нацисты Эрвина ему подставили.
По мнению некоторых немецких историков, погром был заранее подготовлен.
За одну ночь было убито 400 евреев, отправлено в концлагеря 26 тысяч, сожжено и разрушено 1 400 синагог и более 7 тысяч принадлежащих евреям магазинов. Улицы городов Германии были усыпаны осколками разбитых витрин. Поэтому этот погром и был цинично назван "Хрустальной ночью". Политика дискриминации евреев кончилась, началась политика уничтожения.
9 ноября 1989 года. Падение Берлинской стены
C середины 80-х годов обстановка в ГДР становится все менее спокойной. В то время, как в СССР проводится политика перестройки, руководство ГДР продолжает игнорировать веление времени. Оппозиция по-прежнему подвергается преследованиям.
Число тех, кто решил как можно скорее покинуть ГДР, неудержимо растет.
В середине августа 1989 года около 600 туристов из ГДР, проводивших отпуск в Венгрии, бегут в Австрию. Венгерские пограничники не пытаются предотвратить побег. Более того, Будапешт поднимает "железный занавес" и разрешает гражданам ГДР свободный выезд на Запад. Руководство СЕПГ пытается перекрыть поток туристов в Венгрию. После этого тысячи граждан ГДР, пытаясь добиться выезда на Запад, начинают осаждать дипломатические представительства ФРГ в Праге и Варшаве. В конце сентября глава МИДа ФРГ Ганс-Дитрих Геншер вылетает в Прагу.
Тысячам граждан ГДР, собравшимся у посольства Федеративной Республики, он сообщает, что им разрешен выезд на Запад.
Получают такое разрешение и беженцы, укрывшиеся в западногерманском посольстве в Варшаве. Торжества по случаю 40-летия основания ГДР, проходящие в начале октября 1989 года, превращаются для восточногерманского руководства в фарс. Не обращая никакого внимания на то, что творится вокруг, глава партии и правительства Эрих Хонеккер поет дифирамбы ГДР и ее общественному строю. И даже призывы Михаила Горбачева к реформам в ГДР пропадают втуне.
Однако неизбежность перемен стала ясна и большей части руководства ГДР. 18 октября Хонеккер был вынужден уступить власть Эгону Кренцу. Новое руководство СЕПГ обещает провести реформы.
4 ноября на площади Александерплатц в Берлине собирается около 400 тысяч демонстрантов, требующих свободы слова, отставки правительства и свободных выборов. По всей ГДР начинаются волнения. В Лейпциге оппозиция объединяется вокруг Евангелической церкви. 6 ноября в демонстрации принимает участие свыше полумиллиона человек. С каждым днем становится очевиднее, что крах ГДР неминуем. Но решающий толчок к этому опять пришелся на 9 ноября. В этот день член политбюро СЕПГ Гюнтер Шабовски, отвечая на вопрос итальянского журналиста, когда же в ГДР вступает в силу новый закон о свободе передвижении, как-то
неожиданно для самого себя (мистика 9 ноября!) ответил, что этот закон, по его информации, начинает действовать немедленно.
А поскольку пресс-конференция транслировалась в прямом эфире, и смотрели ее как в Западной, так и в Восточной Германии, толпы граждан ГДР в Берлине тут же отправились к пограничным контрольно-пропускным пунктам. В течение трех часов пограничники, которых никто не проинформировал о новых правилах, сдерживали натиск.
А после того как западные телекомпании установили свои камеры у границы и подтвердили сенсационную новость, стало ясно, что период раскола Германии, продолжавшийся со времени возведения Берлинской стены 21 августа 1961 года, закончился.
Поздним вечером 9 ноября 1989 года КПП были открыты, и люди практически беспрепятственно могли попадать из одной части Берлина в другую.
Как это просто теперь, но каким торжеством это было в тот день. Физически стена была снесена, конечно позднее. Но днем ее падения справедливо считается 9 ноября. Этот день должен был стать общенациональным праздником. Помешало этому то, что на него приходятся другие события в немецкой истории, не столь торжественные, прежде всего "Хрустальная ночь"… * * *
А теперь о непонятном.
Сегодня, 8 ноября 2014 года, когда пишутся эти строки, на множестве сайтов появилось сообщение, которое мы дословно приводим ниже. Каждый шестой немец хочет вернуть Берлинскую стену.
Почти каждый шестой немец выступает за то, чтобы стена, разделявшая Восточную и Западную Германию, была восстановлена.
Об этом свидетельствуют опубликованные сегодня данные опроса, проведенного институтом изучения общественного мнения Insa-Consulere по заказу газеты "Thuringische Landeszeitung". Согласно результатам исследования, 16% респондентов высказались за возвращение Берлинской стены. С точки зрения партийной принадлежности за восстановление сооружения между востоком и западом Германии выступили 16% сторонников Социал-демократической партии Германии и 15% приверженцев "левых" (Левая партия).
Среди избирателей Христианско-демократического союза Ангелы Меркель и "зеленых" таковых оказалось по 11% соответственно. Чаще других за возвращение стены выступали сторонники партии евроскептиков "Альтернатива для Германии" - 20%.
В опросе, который был проведен в свете празднования 25-летия падения Берлинской стены, приняли участие 2020 человек по всей Германии.
Отметим, что при опросе в 2009 году гораздо меньше немцев высказались за восстановление стены - тогда это был каждый восьмой. При этом, нынешний результат опроса не догнал результат 2004 года, когда вернуть стену хотел каждый пятый житель объединенной Германии.
Берлинская стена возводилась как охраняемое инженерно-заградительное сооружение вдоль государственной границы бывшей Германской Демократической Республики с Западным Берлином. Ее протяженность составляла 155 км, в том числе 43,1 км в черте Берлина. Ее строительство началось 13 августа 1961 года, в возведении участвовали тысячи полицейских, пограничников, активистов боевых дружин рабочего класса.
Они перегородили около 100 улиц, соединявших восточный сектор Берлина с западным, перекрыли 95 шоссейных дорог,
которые вели в Западный Берлин из ГДР. Были перерезаны также четыре линии метро и восемь веток берлинской городской электрички.
* * * Авторы опроса выяснили, как ностальгирующие по стене распределяются между сторонниками разных партий. Но они, на наш взгляд, не выявили более важную вещь: где сильнее ностальгия – на востоке, в бывшей ГДР, или на западе, в старых землях ФРГ? Как нам представляется, из бывших жителей ГДР ностальгировать могут те, кто согласен жить победнее, но чтобы за него все вопросы бытия решал кто-то другой. А коренные "западники" могут быть недовольны тем, что с них до сих пор взимают специальный налог на развитие восточных земель. Вообще-то, этот налог, спустя 25 лет после объединения, действительно пора отменить. Но в целом результаты опроса вызывают грустные мысли…
г. Нюрнберг