Если действительно ставить целью осудить советский террор
Кандидат КАС очень расчетливо призвала ввести ответственность за "реабилитацию Сталина", приравняв (перейду на сухой юридический язык) это к "оправданию нацизма" и "отрицанию преступлений нацизма".
Однако дело в том, что подобные "исторические законы" эффективны там, где идут от национального консенсуса. Как, например, всеобщее осуждение холокоста (уничтожения евреев, цыган, геев и наследственно больных) в Германии или Голодомора в Украине.
Иначе это будет напоминать преследование бонапартистов при Реставрации.
Тут же найдутся идейные старики и тщеславные популисты, которые сделают все, чтобы попасть на скамью подсудимых, получив свои полгода условно или штраф в 500 рублей.
Мало нам судов за фотографии парада Победы!
Но если бы ее предложение не было бы обусловлено двумя мартовскими датами - 5 и 18, то его можно было бы корректно сформулировать и реализовать очень просто - предложив запретить оправдание советских преступлений госслужащим. Юридическое основание - решение Конституционного суда от 30.11.92 № 9-П ("дело КПСС"), которое, как и другие его постановления, имеют силу конституционного акта.
Поэтому куда проще дополнить ст.17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ "Запреты, связанные с гражданской службой" пунктом о том, что "1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: ... допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, одобряющие режим неограниченной, опирающейся на насилие власти коммунистических функционеров, проводимую ими многолетнюю политику репрессий в отношении миллионов людей, в том числе в отношении депортированных народов".
И этого достаточно! А частные лица вольны в своих мнениях. И это будет и выражением осуждения всего советского режима, а не только 26 лет сталинщины. Но такой шаг требует чуть более кропотливой работы, чем один видеоблог записать к дате.
* * *
Очень просто подставить либералов и свободных предпринимателей на место большевиков и отметить общность их судеб. Сталин старательно уничтожал тех, кто строил "орден меченосцев", делал Октябрь, выиграл Гражданскую войну и выстроил советское государство.
Точно также Путин обрушил репрессии на две социальные группы, строивших ельцинскую демократию - либеральных политиков и независимый бизнес. На этой констатации "революция пожирает своих детей (и отцов)" обычно останавливаются.
Но я хочу продолжить рассуждения немного дальше. Дело в том, что и большевизм, и ельцинский либерализм были проектами. Россия с Петра Первого всегда была "проектным государством". А первым проектом - нереализованным - был неовизантийский проект ("государство-монастырь") великого герцога Московского Иоанна-Тита Четвертого. Все, подготовившие блестящий спурт первой половины его правления, были уничтожены в опричнину, после того как он объявил себя православным Ханом (царь - это на Руси именование хана).
Строители петровской империи получили свое при Бироне.
Поэтому, как я понимаю, существует общая закономерность уничтожения или подавления социальной группы, которая либо строит у начала нового российского государственного проекта, либо подвизается в качестве экспертов при элите такого проекта.
Осталось сказать о самом последнем проекте. От ельцинского либерального проекта рыночных реформ, поэтапного расширения демократии и интеграции в Запад власти окончательно отказались 11 лет назад, когда в феврале 2007-го Путин назвал на Мюнхенской конференции по безопасности Запад геополитическим и идеологическим врагом, а ноябре на предвыборном митинге в Лужниках - обвинил либералов во всех бедах страны.
Однако нового проекта предложено не было. Через полгода новый президент Медведев объявит своей проект модернизации, оказавшийся пшиком. Еще через 6 лет Путин объявит как проект "Русский мир". О котором уже через два года никто старательно не будет вспоминать. Можно сказать, что в России завершился 320-летний период "проектности", начатый каскадом петровских указов осенью 1698 года.
Теперь Россия, как и в XVII веке, существует не во имя высший исторической цели, но просто как североевразийская вестернизированная империя.
! Орфография и стилистика автора сохранены