Новые требования антиотмывочного законодательства к бухгалтерам о блокировке средств клиентов при подозрении в отмывании преступных доходов, а также при внесении в список причастных к терроризму и экстремизму распространились и на аудиторские организации, следует из сообщения Минфина от 10 апреля.
Сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг аудиторы, как и бухгалтеры, нотариусы и юристы, были обязаны и ранее. Законодательно это требование закрепили в прошлом году. Такое уведомление не считается нарушением аудиторской тайны.
Помимо этого, согласно действующему законодательству, аудиторы обязаны разработать правила внутреннего контроля и назначать ответственных должностных лиц; идентифицировать бенефициарных владельцев компании-клиента; фиксировать и хранить информацию, а также выявлять среди клиентов публичных должностных лиц.
Как отмечает РБК, в чье распоряжение поступила статистика Росфинмониторинга, которую в декабре прошлого года предоставили Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), данных о количестве сообщений об отмывании средств от аудиторов нет. При этом в рамках обязательного контроля от юристов поступило 69 сигналов за пять лет, с 2013 по 2017 год, от адвокатов — всего восемь сигналов, все в 2015 году, от ломбардов — свыше 277 тыс. Кредитные организации передали 61,3 млн сообщений о подозрении в отмывании средств за пять лет. Треть, или 21,4 млн сигналов, поступили в 2017 году.