Есть убитые. В сети распространяется видео, как полицейские из автомата застрелили безоружных протестующих и убежали с места преступления.
Верховный лидер Ирана заявил, что поддерживает недавнее повышение цен на газ, осуждает протесты, и призвал силы безопасности их подавить.
Протестующие повсеместно перерезают провода камер видеонаблюдения на улицах.
27 иранцев погибли
Протесты продолжаются в 93 городах
101 объект режима уничтожен
— сожжены банки в Карадже
— крупные беспорядки в Тегеране и Куме
Интернет отключен.
Протестами в Иране уже охвачены не менее 100 городов.
Жгут правительственные здания. Оппозиционные каналы в телеграме имеют миллионы подписчиков. Правда, интернет уже сутки лежит".
Телеграм-канал RTVI:
"В Иране отключили интернет и мобильную связь на фоне протестов против повышения цен на бензин. Без интернета осталось 93% территории страны, а без связи — пользователи крупнейших операторов".
Телеграм-канал "Красный сион":
"Мощные протесты начались и в Иране. Писал уже, что поднимается весь Второй мир. Протест этот в первую очередь против иерархичного общества, против несменяемых элит на всех этажах. Против зажима элементарных низовых свобод — на информацию (в Иране первым делом с началом протестов отрубили интернет), на свободу распоряжения своим телом, на право быть хозяином хотя у себя во дворе, на улице и в микрорайоне.
Первый мир пережил эти бунты в 1968-м и далее в 1970-е...
Теперь такая демократизация ждёт и Второй мир. Положение там, по сравнению с Первым миром, осложняется наличием большого процента молодёжи и слабостью экономик. Отсюда нередкая кровавость бунтов, радикальный подход к решению проблем. Да и в таких странах элиты не склонны к компромиссам (что тоже резонно с их стороны — вспомним судьбу недавних правителей в Ливии и Египте). Начинать постепенные реформы (видимо, самый приемлемый вариант, во всяком случае — наименее кровавый) многие режимы тоже не готовы — потому что в таких обществах даже частичные уступки воспринимаются как слабость. И ситуация таким образом загоняется в ещё более глубокий тупик".
Телеграм-канал "Раньше всех. Ну почти":
"Решение об отключении интернета в Иране было принято по распоряжению Высшего совета национальной безопасности страны, сообщил представитель иранского министерства связи.
Власти Ирана в субботу практически полностью отключили интернет в стране в связи с протестами, разразившимися в ряде городов из-за повышения цен на бензин. Доступ к Сети не будет восстановлен на территории страны еще как минимум в течение ближайших суток".
Егор Седов:
"Как ни странно, очень мало внимания к Ирану, хотя там протесты уже достигли стадии сожжения статуи Хомейни.
Между тем победа революции в Иране была бы важнее, чем даже ликвидация режима Мадуро в Венесуэле.
И победа неизбежна — это следует из социально-демографической ситуации. Вопрос — когда? Сейчас ли?
Иран ныне — городское общество, неспособное и не желающее жить при "скрепоносности". Это — главное, конечно. А обнищание — искра, которая это общество и подожгла.
Однако на стороне режима — как водится, силовики, как водится, "сами не местные", а навербованные в провинции. Однако сейчас в провинции вряд ли лучше, чем городах. Будут ли басиджи и КСИРовцы, получающие "прекрасные" весточки из дома, отстаивать своих "скрепоносных" хозяев до конца? Какая-то часть, конечно, будет. Но вот какая?
От этого зависит ситуация с нынешними событиями".
Эль Мюрид:
"Жестокий дефицит топлива в нефтедобывающей стране — это, конечно, нонсенс. Но для Ирана это уже давно норма. Разбалансировка экономики — верный признак либо отвратительного управления, либо принудительного изъятия ресурса на какие-то иные цели, чем обеспечение нормальной экономической жизни. В России, к примеру, работают обе причины — примитивные управленцы, набранные по помойкам, и беспощадный грабеж страны ради личного обогащения загнали экономику в катастрофу. В Иране, безусловно, также есть обе эти причины, вопрос лишь в их соотношении.
Когда причины краха экономики какой-то страны объясняют внешними санкциями и давлением, это в большинстве случаев просто неправда. В той же Венесуэле катастрофа началась задолго до санкций и эмбарго США на импорт венесуэльской нефти. Россия бездарно спустила в никуда чудовищные сверхдоходы, возникшие чудесным образом по причине благоприятной конъюнктуры в середине нулевых годов. Иран выбросил свое развитие в экспансионистскую политику КСИР, получившего право влиять, а теперь уже и определять политику страны еще при президенте Ахмадинежаде.
Экспансионистская политика Ирана — три войны в Ираке, Сирии и Йемене плюс поддержка террористических группировок по всему Ближнему Востоку и активная деятельность в самых криминальных режимах Латинской Америки — в той же Венесуэле — высасывает из иранской экономики по самым скромным оценкам до 5 млрд долларов в месяц. 60 млрд в год. Для страны с бюджетом в 400-450 млрд долларов это совершенно неподъемный груз. 15% бюджета в никуда должны чем-то компенсироваться, и даже бурный рост экономики в 5-7 процентов при таких вводных будет недостаточным. А роста нет — есть стремительная рецессия. И опять же — полная аналогия с нынешней Россией. У нас власть не слишком заморачивается — она попросту засекречивает добрую четверть бюджета. Это и есть тот ресурс, который изымается из нормального развития на разнообразные путинские авантюры — и внешнеполитические, и внутренние.
И вот только в этот момент решающим фактором становится внешнее давление и санкции — восполнить возникающий дефицит на внешних рынках невозможно, а значит — за все начинает платить население ухудшением своей жизни. Что и происходит. Чудес не бывает — любая экономика строится на очевидном вопросе: за чей счет? Американцы печатают ничем не обеспеченные доллары и выбрасывают их в окружающее пространство, обменивая ничего не стоящие бумажки на полноценные поставки товаров и сырья. Вопрос "за чей счет" решается понятно — за счет всех, кто готов поставлять в Америку свои товары за доллары. Они же берут на себя и риски, связанные с такой неравновесной системой. Штаты спасает лишь то, что у существующей системы просто нет альтернативы, в противном случае она давно бы схлопнулась.
Все остальные не могут использовать подобный метод, а потому решают свои проблемы более естественным образом. Все диктатуры компенсируют свои ошибки, провалы и агрессивные действия за счет собственных народов (и частично за счет грабежа других — Иран, к примеру, в обмен на "помощь" Сирии активно вывозит из нее фосфатную руду. Проблема в том, что доход от набегов оседает в казне КСИР, а не государства, поэтому в Иране действует тот же знакомый нам принцип национализации убытков — доход от авантюр получает виновник катастрофы, а убытки компенсируются из бюджета — то есть за счет народа)".
Он же:
"Иран уже вступил в фазу предкатастрофы, но в саму катастрофу еще не вошел. Венесуэла прошла все предварительные стадии и находится в состоянии катастрофы. Россия вплотную подошла к последней стадии, но пока еще не в ней. Везде ситуация разная, но закономерности одни и те же. Их можно обмануть, замолчать, закрыть на них глаза. Инфантильный детский метод — если о проблеме не говорить, то ее как бы не существует. Но отменить законы развития — нет. Не получится".
Valentin Gadenoff:
"Интернет великая сила, именно возможность коммуникации со всеми на планете открывает глаза людям. Режимы, в современное время выглядящие как феодальные, рушатся по всему миру, молодое поколение в действии. Никому больше не нужны ни войны, ни религии, ни ещё какие-то ограничивающие свободу человека вещи. Мир меняется так стремительно, что все диктаторы, которых становится всё меньше и меньше, не на шутку напуганы. Совсем недавно Боливия свергла правителя из-за фальсификаций выборов, теперь полыхает Иран, где люди скандируют, что их обманывают насчёт врага США, и жгут памятники Аятолле. Авторитарные власти, в свою очередь, наступают на вечные грабли и пытаются изменить ситуацию насилием и закрытием доступа к интернету и телефонной связи из-за боязни объединения людей. Нанопуты-гаранты, остающиеся у власти слишком долго, всегда будут прибегать к попыткам оставаться у власти, но, глядя на современное время, через десяток-другой лет на Земле, вероятно, не останется правителей, тянущих свои народы в прошлое. Прошлое нужно помнить, но не жить им. Прошлое уже не изменить, но есть шанс построить лучшее будущее. Почитал земные новости".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter